Почему учить могут только те, кто сам ещё учится?

Почему учить могут только те, кто сам ещё учится?

“Век живи – век учись”, – гласит пословица, знакомая нам ещё с детства. Кстати, автором её является Луций Анней Сенека, и в полном варианте она звучит так: “Век живи – век учись тому, как следует жить”. И пока многие люди сконцентрированы на воплощении в жизнь первой части высказывания, что, безусловно, важно, обратимся к его продолжению.

Все этапы обучения помещаются внутри одного Магического квадрата, который отражает цикл развития компетенции. 

Неосознанная некомпетентность

Первым из них можно назвать этап неосознанной некомпетентности, который характеризуется неосведомленностью человека относительно существования тех или иных знаний. Т.е. человек даже не знает о той сфере, в которой он мог бы образовываться, и потому не стремиться повысить свою компетентность в ней. Так, например, ученик первого класса никогда не слышал о существовании логарифмов и отчасти поэтому не пытается изучить их свойства и сущность. 

Осознанная некомпетентность 

Данный этап наступает тогда, когда в 10 классе уже повзрослевшему ученику приоткрывают завесу тайны и он впервые слышит это зловещее словосочетание: “логарифм по основанию 2 от 5”. В этот момент он узнаёт об открывшейся ему возможности получить новые знания. Однако часто бывает так, что “ученики” уже осознанно отказываются от изучения нового материала. Виной ли тому отсутствие необходимости в подобных знаниях, понятного объяснения со стороны учителя или банальная неспособность освоить весь материал за отведенное для этого небольшое время – не важно, ученик зачастую так и застревает в этапе осознанной некомпетентности. 

 Осознанная компетентность

Окончив десятый класс и внезапно решив сдавать профильное ЕГЭ по математике в 11-ом, ученик вдруг вспоминает про не освоенную им до сих пор тему “логарифмы”. Он нанимает репетиторов, закупается учебниками и тратит ночи напролёт сначала на изучение теоретического материала, а после – на попытки применить свои знания. На этапе осознанной компетентности человек прилагает огромное количество усилий на то, чтобы достичь определённого результата, применяя свои знания. Это происходит потому, что действие ещё не доведено до автоматизма. Именно на этом этапе человек не только совершенствует себя, но и обладает способностью обучать других, потому как после действие превращается в навык и происходит как бы само собой, а значит, осознание этого действия исчезает вместе со способностью обучать ему. 

Неосознанная компетентность 

Теперь несчастный ученик, наконец освоивший необходимый материал, поступивший в университет и по окончании получивший высшее образование, уже не задумывается о действиях, совершаемых с логарифмами, это давно стало для него привычным навыком, и, возникни такая необходимость, этот ученик вряд ли без определённых усилий смог бы воспроизвести алгоритм по памяти и плюс к этому объяснить, откуда этот алгоритм взялся. 

Надо сказать, что человек, находящийся в стадии неосознанной компетентности, не вдаваясь в подробности, может упустить некоторые детали, не узнать о новых, недавно открытых свойствах логарифмов (неосознанная некомпетентность). А значит, магический квадрат является замкнутым и представляет собой скорее магическую спираль.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *