Thursday, April 25th, 2024

Психология Зла: чем привлекательны негодяи в искусстве?

Тьма завораживает. Тьма удивляет. Тьма вдохновляет и притягивает. Замечали ли вы за собой, что в кино, книгах, искусстве в целом вас больше притягивают “приспешники тьмы”? Думаете, с вами что-то не так? Нет, вы такой далеко не один: только посмотрите на фан-базу Локи, популярность персонажа Ганнибала Лектора в поп-культуре и кассовые сборы прошлогоднего “Джокера”. Но почему нас всех вдруг стало так завораживать зло? 

Для начала стоит разобраться, кого мы называем злодеями. В классическом понимании мы представляем персонажа, наделенного исключительно отрицательными чертами и противостовляющегося идеализированному протоганисту. Но часто ли вы сегодня видите именно таких героев и вызывают ли они какие-то эмоции? Нет, потому как никому сегодня не интересны клишированные персонажи, “плохие, потому что плохие”. Тех, кого мы называем интересными злодеями, можно разделить на три основных типа (иногда пересекающихся), применимых к кино, литературе, комиксам, мультфильм – к чему угодно.

Драко Малфой – один из отрицательных персонажей серии фильмов “Гарри Поттер” 
Кадр из одного из фильмов серии

Антигерой

Это протагонист, наделенный ярко отрицательными чертами или обделенный положительными. Подобного персонажа не принято называть “злодеем”, но он и не “герой” ни в коем случае. Антигерой не спасает утопающего из побуждений доброты – он его топит, но чаще всего, обладая трагичной мотивацией и интересной историей на пару с хорошей эмоциональной реакцией на происходящее, как, например, наемный убийца Барри из одноименного сериала, раскаивающийся и рыдающий почти после каждого совершенного преступления. Хороший антигерой действительно заставит задуматься, а не перейти ли нам на его сторону, так ли она “зла”, как позиционируется? В жизни мы бы обходили такого человека за километр, в искусстве за такими увлекательно наблюдать. Антигероя в комиксах представляют Дэдпул и Веном, в аниме – Ягами Лайт, в сериалах – Декстер Морган и Уолтер Уайт, а также многие другие.

Уолтер Уайт
Кадр из сериала “Во все тяжкие”

Антизлодей

Это зачастую носитель образа “падшего ангела” произведения или противопоставление антигерою, которое встречается намного реже. Антизлодей не главный герой, он часто антагонист и вообще плохой человек, но движимый благими побуждениями или наделенный положительными, притягивающими чертами. В большинстве случаев антизлодей заставляет задаться тем же вопросом, что и антигерой. Самым ярким и известным примером будет Ганнибал Лектор, известный по серии фильмов и книг Томаса Харриса, а также одноименному сериалу. Он каннибал, убивающий людей ради удовольствия, что, неоспоримо, делает его отрицательным персонажем. Но также он тактичный, вежливый, образованный, ему не чужды человеческие отношения и хороший вкус. Все это создает противоречивого, но явно не положительного персонажа.

Ганнибал Лектор
Кадр из сериала “Ганнибал”

“У любой сладости есть своя горечь, у каждого зла свое добро” 

Р. Эмерсон

Антогонист 

Это самая широкая группа, часто включающая в себя и антизлодеев.  Концепция антагониста построена на противопоставлении данного персонажа главному герою и их соперничестве. Другими словами, антагонист не обязательно “плохой” и “злой”. Это и “Шрам” из Короля Льва, и Грушницкий из “Героя нашего времени”, и Джокер из “Темного Рыцаря”.

Грушницкий и Печорин
Кадр из сериала “Герой нашего времени”

Какой персонаж вообще может завладеть вниманием потребителя, не учитывая, будет он положительным или отрицательным? Харизматичный, мотивированный, часто, но не во всех случаях внешне привлекательный. Но главное – мы должны ассоциировать себя с ним. Данный тезис доказывает недавнее исследование, опубликованное на сайте the british psychologist society. Зачастую персонаж, например, Рик Санчез, содержит в себе порицаемые обществом, но присущие многим из нас черты, которые принято скрывать: нигилизм, пристрастие к алкоголю, черный юмор, отсутствие мотивации и т.п. Вот только в образе Рика эти черты возведены в абсолют, так еще и сам персонаж наделен выдающейся харизмой. Никто из нас не хотел бы стать таким уставшим от жизни, рыгающим и постоянно пьющим стариком Риком, но все мы проецируем его образ на себя и находим точки соприкосновения.

Кадр из мультсериала “Рик и Морти”

Рассматривая такое же “проецирование” на себя с другой стороны – нам нравится, что подобные персонажи лишены морализма. В отдельных случаях, “злые” персонажи -– это то, какими бы мы хотели быть, если бы не моральные нормы и социум. Они могут высказываться на табуированные темы и делать то, за что люди в реальной жизни всю жизнь сидят в тюрьме, этим нарушением табу они нас и интересуют. 

Подобную идею выражал Карл Юнг в своих трудах еще в начале двадцатого века. В одной из его поздних статей был рассмотрен, так называемый, архитип “тень”. Простыми словами все то, что определенно “нельзя”, что запрещали родители в детстве, и что мы подавили в себе на долгие годы. 

“Тень персонифицирует собой всё, что субъект не признаёт в себе и что всё-таки – напрямую или же косвенно – снова и снова всплывает в его сознании, например, ущербные черты его характера или прочие неприемлемые тенденции”,

– пишет Юнг.

Если мы ассоциируем себя со злом в кино и литературе, почему это не работает в реальной жизни? То же описанное ранее исследование The british psychologist society говорит и о том, что нам некомфортно видеть какие-либо сходства между собой и «плохими» людьми, например, реальными убийцами. Так, мы испытываем страх перед Тедом Банди, но никак не симпатию, даже в фильме “Хороший, Плохой, Злой” и книге Элизабет Кендалл “The Phantom Prince: My Life with Ted Bundy”, по которой тот был снят, потому как знаем, что это был реальный человек, совершавший ужасные вещи. В том то и магия искусства – вызвать у смотрящего эмоции, противоположные тем, что он бы испытал в реальной жизни.

Тед Банди

Бесспорно, есть произведения, показывающие зло отвратительным и безжалостным, например, фильмы “Дом, который построил Джек” Ларса фон Триера с главным героем – педантичным маньяком, пугающим и отвратительным – и “Бар Золотая Перчатка” Фатиха Акина. Эти режиссеры получили бурю осуждения за свои работы и зрителей, падающих в обморок во время премьеры, потому как фильмы были слишком реалистичны и жестоки для массового зрителя. Это просто другой подход к показу репрезентации зла.

Кадр из фильма “Дом, который построил Джек”

И тем не менее многие искренне любят данные фильмы, потому что они вызывают эмоции: удивляют, пугают и вызывают отвращение, но не оставляют равнодушным. Это еще одна причина, почему нас заворачивают отрицательные герои – мы любим удивляться.

Притягательные злодеи могут быть совершенно разными, нет общей формулы, работающей в любом случае и не превращающей персонажа в ходячее клише. Для примера возьмем игру Death Stranding. Отрицательный персонаж по имени Хиггс, скорее всего, будет вас раздражать, но он харизматичен, мотивирован (хоть и цель средства не оправдывает) и привлекателен. Второй отрицательный герой – Клифф – будет интересен, потому как только к концу прохождения мы раскроем его мотивацию, он противоречив и загадочен, а история воистину трагична.

Хиггс
Кадр из игры Death Stranding

Более того, интерес массовой аудитории к ярко отрицательным персонажам в искусстве исследователями принято выделять как характерный признак сегодняшней эпохи и нового веяния в культуре. Глобальной причиной этому социологи называют затянувшийся на десятки лет всемирный политический и экономический кризис.

Кадр из аниме-сериала “Тетрадь смерти”

Мир меняется, меняются и предпочтения людей. Массовая аудитория требует более интересных, продуманных и мотивированных персонажей, чье существование невозможно без ярких отрицательных черт. И, если вас привлекают “негодяи” больше “добряков”, это нормально. Скорее всего, у вас просто хороший вкус.