Тьма завораживает. Тьма удивляет. Тьма вдохновляет и притягивает. Замечали ли вы за собой, что в кино, книгах, искусстве в целом вас больше притягивают “приспешники тьмы”? Думаете, с вами что-то не так? Нет, вы такой далеко не один: только посмотрите на фан-базу Локи, популярность персонажа Ганнибала Лектора в поп-культуре и кассовые сборы прошлогоднего “Джокера”. Но почему нас всех вдруг стало так завораживать зло?
Для начала стоит разобраться, кого мы называем злодеями. В классическом понимании мы представляем персонажа, наделенного исключительно отрицательными чертами и противостовляющегося идеализированному протоганисту. Но часто ли вы сегодня видите именно таких героев и вызывают ли они какие-то эмоции? Нет, потому как никому сегодня не интересны клишированные персонажи, “плохие, потому что плохие”. Тех, кого мы называем интересными злодеями, можно разделить на три основных типа (иногда пересекающихся), применимых к кино, литературе, комиксам, мультфильм – к чему угодно.
Антигерой
Это протагонист, наделенный ярко отрицательными чертами или обделенный положительными. Подобного персонажа не принято называть “злодеем”, но он и не “герой” ни в коем случае. Антигерой не спасает утопающего из побуждений доброты – он его топит, но чаще всего, обладая трагичной мотивацией и интересной историей на пару с хорошей эмоциональной реакцией на происходящее, как, например, наемный убийца Барри из одноименного сериала, раскаивающийся и рыдающий почти после каждого совершенного преступления. Хороший антигерой действительно заставит задуматься, а не перейти ли нам на его сторону, так ли она “зла”, как позиционируется? В жизни мы бы обходили такого человека за километр, в искусстве за такими увлекательно наблюдать. Антигероя в комиксах представляют Дэдпул и Веном, в аниме – Ягами Лайт, в сериалах – Декстер Морган и Уолтер Уайт, а также многие другие.
Антизлодей
Это зачастую носитель образа “падшего ангела” произведения или противопоставление антигерою, которое встречается намного реже. Антизлодей не главный герой, он часто антагонист и вообще плохой человек, но движимый благими побуждениями или наделенный положительными, притягивающими чертами. В большинстве случаев антизлодей заставляет задаться тем же вопросом, что и антигерой. Самым ярким и известным примером будет Ганнибал Лектор, известный по серии фильмов и книг Томаса Харриса, а также одноименному сериалу. Он каннибал, убивающий людей ради удовольствия, что, неоспоримо, делает его отрицательным персонажем. Но также он тактичный, вежливый, образованный, ему не чужды человеческие отношения и хороший вкус. Все это создает противоречивого, но явно не положительного персонажа.
“У любой сладости есть своя горечь, у каждого зла свое добро”
Р. Эмерсон
Антогонист
Это самая широкая группа, часто включающая в себя и антизлодеев. Концепция антагониста построена на противопоставлении данного персонажа главному герою и их соперничестве. Другими словами, антагонист не обязательно “плохой” и “злой”. Это и “Шрам” из Короля Льва, и Грушницкий из “Героя нашего времени”, и Джокер из “Темного Рыцаря”.
Какой персонаж вообще может завладеть вниманием потребителя, не учитывая, будет он положительным или отрицательным? Харизматичный, мотивированный, часто, но не во всех случаях внешне привлекательный. Но главное – мы должны ассоциировать себя с ним. Данный тезис доказывает недавнее исследование, опубликованное на сайте the british psychologist society. Зачастую персонаж, например, Рик Санчез, содержит в себе порицаемые обществом, но присущие многим из нас черты, которые принято скрывать: нигилизм, пристрастие к алкоголю, черный юмор, отсутствие мотивации и т.п. Вот только в образе Рика эти черты возведены в абсолют, так еще и сам персонаж наделен выдающейся харизмой. Никто из нас не хотел бы стать таким уставшим от жизни, рыгающим и постоянно пьющим стариком Риком, но все мы проецируем его образ на себя и находим точки соприкосновения.
Рассматривая такое же “проецирование” на себя с другой стороны – нам нравится, что подобные персонажи лишены морализма. В отдельных случаях, “злые” персонажи -– это то, какими бы мы хотели быть, если бы не моральные нормы и социум. Они могут высказываться на табуированные темы и делать то, за что люди в реальной жизни всю жизнь сидят в тюрьме, этим нарушением табу они нас и интересуют.
Подобную идею выражал Карл Юнг в своих трудах еще в начале двадцатого века. В одной из его поздних статей был рассмотрен, так называемый, архитип “тень”. Простыми словами все то, что определенно “нельзя”, что запрещали родители в детстве, и что мы подавили в себе на долгие годы.
“Тень персонифицирует собой всё, что субъект не признаёт в себе и что всё-таки – напрямую или же косвенно – снова и снова всплывает в его сознании, например, ущербные черты его характера или прочие неприемлемые тенденции”,
– пишет Юнг.
Если мы ассоциируем себя со злом в кино и литературе, почему это не работает в реальной жизни? То же описанное ранее исследование The british psychologist society говорит и о том, что нам некомфортно видеть какие-либо сходства между собой и «плохими» людьми, например, реальными убийцами. Так, мы испытываем страх перед Тедом Банди, но никак не симпатию, даже в фильме “Хороший, Плохой, Злой” и книге Элизабет Кендалл “The Phantom Prince: My Life with Ted Bundy”, по которой тот был снят, потому как знаем, что это был реальный человек, совершавший ужасные вещи. В том то и магия искусства – вызвать у смотрящего эмоции, противоположные тем, что он бы испытал в реальной жизни.
Бесспорно, есть произведения, показывающие зло отвратительным и безжалостным, например, фильмы “Дом, который построил Джек” Ларса фон Триера с главным героем – педантичным маньяком, пугающим и отвратительным – и “Бар Золотая Перчатка” Фатиха Акина. Эти режиссеры получили бурю осуждения за свои работы и зрителей, падающих в обморок во время премьеры, потому как фильмы были слишком реалистичны и жестоки для массового зрителя. Это просто другой подход к показу репрезентации зла.
И тем не менее многие искренне любят данные фильмы, потому что они вызывают эмоции: удивляют, пугают и вызывают отвращение, но не оставляют равнодушным. Это еще одна причина, почему нас заворачивают отрицательные герои – мы любим удивляться.
Притягательные злодеи могут быть совершенно разными, нет общей формулы, работающей в любом случае и не превращающей персонажа в ходячее клише. Для примера возьмем игру Death Stranding. Отрицательный персонаж по имени Хиггс, скорее всего, будет вас раздражать, но он харизматичен, мотивирован (хоть и цель средства не оправдывает) и привлекателен. Второй отрицательный герой – Клифф – будет интересен, потому как только к концу прохождения мы раскроем его мотивацию, он противоречив и загадочен, а история воистину трагична.
Более того, интерес массовой аудитории к ярко отрицательным персонажам в искусстве исследователями принято выделять как характерный признак сегодняшней эпохи и нового веяния в культуре. Глобальной причиной этому социологи называют затянувшийся на десятки лет всемирный политический и экономический кризис.
Мир меняется, меняются и предпочтения людей. Массовая аудитория требует более интересных, продуманных и мотивированных персонажей, чье существование невозможно без ярких отрицательных черт. И, если вас привлекают “негодяи” больше “добряков”, это нормально. Скорее всего, у вас просто хороший вкус.