Thursday, March 28th, 2024

Что такое оценки,и с чем их едят

Вспомните самые нервные моменты в школьные годы. На ум в основном приходят самостоятельные, контрольные работы. Но почему мы так волнуемся, когда нам говорят доставать двойные листочки? В большинстве случаев это происходит из-за того, что мы не уверены в своих силах и боимся получить плохую оценку.
Уже со второго класса, а где-то и с первого, детей приучают к оцениванию их знаний. Но что же такое, оценки? Давайте углубимся в историю возникновения.
Для начала стоит отметить, что существуют два понятия: оценка и отметка. Различия небольшие, но они все же есть. Отметка- это привычная нам цифра, выражающая степень освоения школьной программы учащимся. Оценка- более развернутое суждение о личных достижениях учащегося в процессе обучения. Оценка обычно представлена небольшим комментарием учителя к работе, хотя в современном мире понятия смешались, и мы называем отметки оценками. 

Теперь к самой истории:
Интересно, что раньше как раз таки существовали именно оценки. Учителя давали свои комментарии к работам учеников. Современная же система оценивания возникла впервые в странах Европы.  Есть версия, что именно Германия являлась основоположницей современной оценочной системы. Ученикам выставлялся балл от одного до трех, а после учащиеся подразделялись на разряды, то есть, привычные нам классы. Система развивалась и сейчас выглядит немного по-другому. Но мы вернемся к этому вопросу чуть позже. 
На Руси же оценки существовали в виде словесных комментариев. В Киевской духовной академии (1737 г.)  успехи обозначались в виде комментариев трех разрядов. 
Первый обозначал прекрасные успехи в учебе, комментарии были вида: учения изрядного, надежного, доброго, честного, хорошего, похвального.
Второй являлся обозначением средних успехов: учения посредственного, мерного, нехудого.
Третий был самым низшим и обозначал успехи ниже среднего: учения слабого, подлого, прехудого, безнадежного, ленивого.
Такая система оценок называлась системой эмоционального окрашивания. Она просуществовала примерно до 19 века. Далее комментарии были заменены более краткими и удобными цифрами. В России была установлена пятибалльная система, уже привычная нам.  Оценки в ней ставились и продолжают ставиться таким образом: 
единица- слабые успехи
двойка- посредственные успехи
тройка- достаточные успехи
четверка- хорошие успехи
пятерка- отличные успехи
Сейчас же в разных странах существует разная система оценивания, что является крайне несправедливым. К примеру, в Украине существует двенадцатибальная система оценивания, пять выставляется от десяти баллов, в то же время в России пять есть пять, ни балла ниже. Конечно, в какой-то степени это может быть обидно, но все мы привыкли r нашей родной системе оценивания. А как выглядит система оценивания в других странах? 

ист:twitter.com


Интересный факт. В Германии оценки ставятся не совсем так, как привыкли мы, да еще и по шестибальной системе. Система оценивания идет в обратном направлении, то есть, чем больше цифра, тем хуже знания у ученика.

  • 1 — sehr gut (Отлично)
  • 2 — gut (Хорошо)
  • 3 — befriedigend (Удовлетворительно)
  • 4 — ausreichend (Достаточно)
  • 5 — mangelhaft (Неудовлетворительно)
  • 6 — ungenügend (Недостаточно).

Но зачем нам нужны оценки? 

Действительно, этот вопрос уже очень давно мучает и родителей, и учителей, и самих учеников. По сути, оценки должны выполнять роль показателя знаний, но в современной России это далеко не так. Возьмем в пример одну из школ обычного города в России. Результаты региональной контрольной работы: 

ист: kemschool19.edusite.ru


Из 86 человек лишь 14 подтвердили свои оценки. Статистика весьма разочаровывающая, и так во множестве школ нашей необъятной страны. С чем могут быть связаны такие неприятные результаты?

Большой процент списывания. В каждом классе точно есть пара человек, которая и работы не может написать без списывания, а наткнувшись на контрольную, где это невозможно, показывает свои настоящие знания, а точнее их отсутствие. Подробнее о списывании вы можете узнать в статье “Пс, что в шестом вопросе?: плюсы и минусы списывания”.

Любимчики и не любимчики. Конечно, таких учителей немного, но они все же есть. У них есть любимчики, которых они всячески возвышают, а есть те ученики, которых они недолюбливают и заваливают плохими оценками.
Волнение. Часто на уроках ученики показывают себя с наилучшей стороны, но когда приходит пора контрольной работы или экзамена, происходит некий “сбой в системе”. Человек начинает волноваться, и тогда о хорошей оценке речи идти не может.

Как это можно исправить?

Однозначного ответа до сих пор дать нельзя. Кто-то говорит об увеличении диапазона отметок, кто-то и вовсе об их отмене. Оба варианты довольно сложны, так как привыкать придется и школьникам, и учителям.
Сейчас можно сделать вывод, что оценки вовсе не являются показателем знаний, потому что зависят от множества факторов.  
Почему же мы часто боимся плохих оценок, если они даже не являются каким-то показателем? 
Существует стереотип, что у человека, получающего отличные оценки, будет прекрасный результат на экзамене, а у двоечника плохой. Но это не совсем так. Экзамен на то и экзамен, что показывает знания независимо от чего-либо, только от человека и его нервной системы. Поэтому двоечники на экзамене могут показать хороший результат, а отличники не очень. Однако, стоит заметить, что многие учебные заведения смотрят на аттестат, и в связи с этим оценки для некоторых учеников невероятно важны.