Sunday, March 3rd, 2024

Nautilus крупной вязки: феномен образа Данилы Багрова в России двухтысячных

В 1997 на всю страну прогремела картина Алексея Балабанова «Брат». Одинокий, будто оставленный, Петербург служит плацдармом для истории Виктора и его брата Данилы Багровых. После Чеченской войны, на которой главный герой якобы «отсиделся писарем в штабе», Данила только и умеет, что убивать.

Его речь практически полностью состоит из шаблонных фраз и афоризмов, ксенофобия является чем-то совершенно естественным, и, кажется, он сам не понимает, почему «Евреи не очень» и «Америке кирдык». 

Причиной успеха роли, сыгранной Сергеем Бодровым-младшим, стала простота и смелость героя. Черта, роднившая картину с американскими боевиками, оккупировавшими в то время все видеопроигрыватели в стране, – разделение Данилой мира на чёрное и белое, плохое и хорошее, своих и чужих. Это проявляется и в характере самого Багрова: хладнокровно убив человека, он через некоторое время находит отдушину в музыкальном магазине.

Да впрочем и сама музыка является неотъемлемой частью фильма. Песни, которые большую часть времени будто бы играют в плеере героя, не только создают атмосферу, но и отражают внутреннее состояние и эмоции Данилы.

Будет ли это концерт «Наутилус Помпилиус» или же знаменитая кровавая сцена из продолжения, выпущенного Балабановым в 2000 году, где всё тот же «русский супермен» убивает в коридорах клуба нескольких американцев под музыку выступающей в это время на сцене группы «Би-2».

Отдельного упоминания достойна и работа над монтажом. Заполняющие темнотой кадр переходы – один из любимых приемов  режиссера. В фильме при их помощи создаётся ощущение эпизодичности происходящего, сравнимое с провалами в памяти. Бодров подобно рыбе выплывает из темноты в начале действия, а в конце уплывает в неё обратно.

Несмотря на обильную «чернуху» в будущих работах Балабанова, в «Брате» самые жёсткие моменты оператор оставляет за границами кадры. Примером этого может быть смерть криминального авторитета или избиение бандитами девушки.

К сожалению, Сергей в памяти большинства так и остался лишь Данилой Багровым, оставив в тени его режиссерский дебют и последующие картины.