Friday, April 19th, 2024

«От мемасиков отвлеклись на классику…», или как литература пришла в русский рэп

Всё чаще в текстах рэп-исполнителей наряду со строчками о наркотиках, богатстве и славе можно увидеть фрагменты произведений  Есенина, Маяковского и других поэтов. Музыканты охотно уходят от привычных рамок жанра, создавая новые стили, направления и наполняя треки смыслом.

Noize MC, Oxxxymiron, Хаски — одни из главных приверженцев “интеллектуального” рэпа сегодня. Их никнеймы нередко попадают на первую полосу в интернет-изданиях. Takie media решило разобраться, что к чему, взяв комментарий у YouTube блогера, а также популяризатора культуры Михаила Сеина (https://www.youtube.com/channel/UCwrWl2UlpKGPPmyPyDEiQEg )

(Цитата незначительно изменена)

“В разные периоды истории искусство так или иначе отсылалось к идеям прошлого. Было ли это полное отторжение или, наоборот, заимствование.  Поэтому использование современными исполнителями текстов из прошлого — процесс совершенно обычный, и он не является чем-то сверхъестественным.

Сейчас есть довольно много артистов, переросших период “подъездного” рэпа, который в своё время и дал устоявшееся представление о рэпе и рэперах в целом. Многие из них — профессиональные музыканты, для которых важно создать качественный продукт, при этом привнеся в него художественные ценности.

Хорошей работой в направлении книжного хопа можно назвать “В темноте” от Вани «Noize MC», где переплетения фрагментов из стихотворений Иосифа Бродского с текстом автора — пример уместного и грамотного заимствования. Мирон (здесь — Oxxxymiron) построил большую часть своего творчества на специально созданной чрезмерной зауми и бесконечных литературных отсылках. 

На своём опыте могу сказать, что такие вещи прививают молодому поколению слушателей интерес к литературе. Ведь сегодня благодаря учителям, отбивающим у подростка последнее желание читать, школьник вряд ли сам откроет книгу или полезет с этой же целью в интернет.

Стоит сказать, что такой рэп практически не конкурирует с музыкой всяких Lil’ов. Люди, которым нравится Мандельштам вряд ли захотят слушать про тачки, деньги и с***. Хотя, возможно, с возрастом приоритеты и поменяются, но первое не станет популярнее второго”.

Взяв всё вышесказанное во внимание, стоит заметить, что современная рэп-сцена разнообразна, и каждый день появляется всё больше талантливых исполнителей. Поэтому, предсказать дальнейшие тенденции развития в этом жанре достаточно трудно. Но рассказать про зарождение “Лит-хопа” в России реально. 

У истоков

Отправной точкой популяризации русского литературного хип-хопа можно считать 2009 год. Иван «Noize MC» Алексеев выпускает свой второй альбом, который по факту является сборником треков, написанных им для к/ф “Розыгрыш”.

“Моё море”, “Лето в столице”, “Выдыхай” — песни, ставшие культовыми и наиболее полно раскрывшие поэтику текстов Нойза. Большое количество эпитетов и метафор, последовательно выстроенные тексты, чёткая линия повествования — всё это уже тогда отделяло музыканта от большинства исполнителей того времени. Также достоин упоминания “Новый альбом” (2012). 

Бум

2015. 4 года писавшийся альбом “Горгород”, автором которого является Мирон «Oxxxymiron» Фёдоров (имевший на тот момент репутацию агрессивного баттл-рэпера из Лондона) производит небывалый фурор. “Новый Оруэлл”, “Литературный гений” — комплименты, которых удостоился Мирон Я́нович за создание первой в своём роде “рэп-антиутопии”. 11 треков последовательно рассказывают историю живущего в Горгороде писателя Марка, который в один момент становится радикальным сторонником оппозиции.

Развернутые образы героев, логически выстроенный сюжет и высокий скилл в сторителлинге — вот что сделало работу Мирона главным релизом 2015. Хайп, развернувшийся тогда, принес артисту новую огромную фанатскую базу. Именно “Горгород” станет одной из причин, благодаря которым он сможет “Собрать свой Олимпийский”.

«Альбом Оксимирона «Горгород» стал хитом iTunes и лучшей русскоязычной пластинкой года, в альбоме в единое целое переплетены Демьян Бедный, Владимир Маяковский, Джон Толкин и братья Стругацкие» – Газета.ру (2015)

Тёмная лошадка русского рэпа

“Любимые песни (воображаемых) людей” — пластинка, увидевшая свет в 2017 году — принесла первые строчки в российских чартах никому до этого не известному рэперу Дмитрию Кузнецову, выступающему под ником «Хаски». 13 треков погружают слушателя во тьму, сотканную из боли, страхов, стыда и воспоминаний.

Жанр, в котором работает Дима, можно назвать “достоевщиной”. Нить тотального декаданса проходит через всю работу. Альбом повествует о проблемах маленького человека в огромном мире (“В столице, как рисинка в брюхе вьетнамки”). Несмотря на то, что в текстах отсутствует явная социальная тематика, альбом удивительно остро звучит в мрачной российской действительности.

Но в отличие от других авторов, работающих в похожем депрессивном стиле, Хаски сумел придать своим текстам яркую современную форму.  Альбом не выглядит занудно, не проваливается в полноценный арт-хаус; он говорит о нетривиальных вещах, но вполне доступным языком. 

А что сейчас?

На сегодняшний день книжный рэп находится в стагнации. Из знаковых работ за последние 2 года можно отметить пару альбомов группы IC3PEAK, треки коллектива Кровосток и последние релизы вышеупомянутого Нойза. Будет ли “лит-хоп” пользоваться таким спросом как раньше – скорее нет, чем да.