Творческие специальности принято отделять от остальных, как и творческих людей заносить в отдельную колонку от “гуманитариев” и “технарей”. На эти специальности идут учиться люди, “не такие как все”, со своим видением мира и желанием его изменить, создать что-то новое и уникальное.
Сегодня на рынке труда сложился парадокс – сосуществуют высокий уровень безработицы и недостаток специалистов во многих областях. Так, переизбыток в России специалистов в областях юриспруденции и экономики, а дефицит – рабочих специальностей, специалистов сфере страхования, PR и многих других.
Причиной такого парадокса является быстрое перераспределение приоритетов на рынке труда. Но кажется, что творчество – это именно то, что вечно, на него спрос спасть не должен. Так ли это?
В любом случае, по прогнозам специалистов, количество творческих или около творческих профессий (например, арт-менеджер) будет возрастать с каждым годом.
В творческой сфере очень неравномерно распределены финансовые достатки специалистов. Два человека одного возраста с одного потока студентов одного и того же вуза, получившие одну и ту же квалификацию, могут получать 30 тыс. рублей и 30 тыс. долларов.
Такой разброс объясняется тем, что на трудоустройство и оплату труда влияет творческий потенциал, новаторство, связи и упорство, намного больше, чем в других областях. Также, многие “творцы” живут не на стабильную зарплату, а гонорары от заказов.
Наиболее востребованы сегодня такие творческие специальности, как:
фотограф
журналист
веб-дизайнер
редактор
контент-менеджер
дизайнер интерьера
флорист
актер
Из них наиболее прибыльные профессии журналиста, фотографа и дизайнера. Но много ли на рынке фотографов, которые имеют профессиональное образование?
Соответствующее образование отнюдь не является гарантией успеха, а его отсутствие – полным провалом. И это связано не только с огромным наплывом абитуриентов, в особенности на дизайнерские факультеты.
Если брать творческие направления в сравнении с врачеванием – абитуриент может стать доктором только после окончания соответствующего учебного заведения, обычно – вуза. В случае с творчеством эта простая схема не работает. В пример можно взять всем известных режиссеров, чья работа, казалось бы – очень сложное и ответственное занятие, которое сложно или почти невозможно освоить без специальной подготовки.
Квентин Тарантино
Один из известнейших и оригинальнейших режиссеров современности.
Почти каждый новый фильм автора становится культовым: “Криминальное Чтиво”, “От заката до рассвета”, “Бешеные псы”, или его последняя громкая работа – оскароносный “Однажды в Голливуде” . Вот только легендрный режиссер не окончил даже школу, не то что вуз или колледж.
Стивен Спилберг
Еще один известный на весь мир режиссер-постановщик и продюсер, снявший несколько десятков хороших и не очень фильмов, среди которых – “Первому игроку приготовиться”, “Парк Юрского периода”, “Список Шиндлера” и “Поймай меня, если сможешь”.
Сложно поверить, что эту легенду современного кинематографа дважды не принимали в американскую киношколу под предлогом того, что абитуриент слишком бездарен.
И только в 2001 году Стивен все же окончил колледж, имея за спиной несколько Оскаров. Он сделал это ради того, чтобы доказать детям, что учиться все-таки нужно.
Кристофер Нолан
Если Тарантино и Спилберг не имели вообще никакого высшего образования, то Кристофер Нолан – филолог. Хотя, судя по его излюбленным кинематографическим приемам “прыжков во времени” – вспомните “Начало”, “Дюнкерк” и “Интерстеллар” – скорее поверишь, что он по образованию какой-нибудь физик или математик.
Также не имеют режиссерского образования ни Джеймс Кэмерон ( “Титаник”, “Аватар”, “Терминатор”), ни Люк Бессон ( “Леон”, “Пятый элемент”), ни Дэвид Финчер ( “Бойцовский клуб”, “Девушка с татуировкой дракона”), ни Питер Джексон ( “Властелин Колец”, “Хоббит”).
Но это вовсе не обесценивает режиссерское образование и людей, которые его получили, например Пон Чжун Хо с нашумевшими “Паразитами” и “Сквозь Снег”, датчанина Ларса фон Триера и его жестокое, но интеллектуальное кино, такое как “Дом, который построил Джек” и “Меланхолия”, Тим Бертон с его фирменным узнаваемым стилем, отраженным в “Эдварде Руки-Ножницы” и “Сонной Лощине” и Майкла Бэя с его культовыми “Армагеддоном” и “Скалой”.
Еще более показательным примером, чем киноискусство, о том, что профессиональное образование в творческой сфере не всегда обязательно – это сфера музыкальная.
Консерватории заканчивают в основном люди, впоследствие играющие в классических музыкальных ансамблях, дирижеры и оперные певцы. Среди известных же эстрадных музыкантов есть даже те, кто не знают нотной грамоты.
Это, например, Пол Маккартни из культовой группы The Beatles и все участники панк-рок группы Nirvana. Даже не верится, не правда ли?
Но есть кое-что еще более удивительное – по мнению многих авторитетных изданий, один из лучших гитаристов мира – Ангус Янг из группы AC/DC, который тоже не знает нот! Но это никогда не мешало и не мешает ему и по сей день что в молодом, что в преклонном возрасте исполнять сложнейшие соло на глазах у многотысячной толпы.
Тилль Линдеманн, солист немецкой рок-группы Rammstein и своего сольного проекта Lindemann, не владеет не только нотной грамотой, но даже не знает тембр своего голоса и поет интуитивно.
Больше всего “самоучек” среди художников и писателей. Так, Достоевский по образованию – военный-артиллерист, Булгаков и Чехов – врачи, у Хемингуэя, автора “Старик и Море” и “Прощай, оружие!” , нет высшего образования вообще, а Говард Лавкрафт даже школу не закончил.
Хотя Лавкрафт – отдельный феномен в истории литературы, ведь за всю свою жизнь он так и не смог опубликовать ни одной книги. Сейчас же все знают, кто такой Ктулху и почему Херберт Уэст оживлял мертвых. Почитатели жанра ужасов считают его первым писателем хорроров в истории.
Более популярный писатель хорроров – да что уж там говорить, самый популярный на сегодняшний день писатель в принципе, Стивен Кинг, к слову, учился на кафедре английской литературы в университете штата Мэн.
Затрагивая тему современных деятелей, стоит упомянуть и россиян. Один из самых популярных журналистов нашей страны – Юрий Дудь – учился на факультете журналистики в МГУ, и оттуда же был отчислен самый “дорогой” дизайнер России – Артемий Лебедев.
Александр Гудков осваивал курс материаловедения в МАИ, а Евгений Баженов, более известный как Bad Comedian – кинокритик на платформе youtube – маркетинг в Российском экономическом университете им. Плеханова.
Певица Монеточка учится на продюсера во ВГИКЕ, будучи уже достаточно известной.
Все эти примеры подтверждают, что образование, полученное в не относящейся к творчеству сфере, может и не пригодиться в сфере, которую выбирает человек. А может и пригодиться – все совершенно индивидуально. Но оно однозначно не преграда для творчества.
Отходя от личных примеров, стоит затронуть статистику.
Не приходится спорить с фактом от Высшей школы экономики – в промежутке с 2005 по 2015 год значительно упал спрос работодателей на выпускников вузов, из-за отсутствия у таковых практических навыков.
Простыми словами, “нам нужен опыт работы” , но где его получить вчерашнему студенту – вот в чем вопрос. Это одна из причин, по которой появляется неблагоприятная статистика людей, работающих не по специальности в России. В разных источниках она, что интересно, значительно отличается.
Источник HRdocs.ru
По данным ВНИИ труда, чаще всего по специальности работают врачи. К ним можно отнести и педагогов, химиков, военных и – единственные из творческого сегмента! – актеры.
Такой рейтинг профессий приводит ВЦИОМ – Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения.
Сегодня многие абитуриенты творческих направлений выбирают учиться в Германии, потому как в этой стране образование бесплатно, но более прогрессивно, чем в России и меньше вгоняет студентов в рамки (больше об образовании за границей вы можете узнать в статье “ Учеба за рубежом: Преимущества и Недостатки”). Наиболее популярны специальности:
аниматор
дизайнер интерьера
ландшафтный дизайнер
графический дизайнер
Крупную таблицу творческих специальностей составил со своими экспертами сайт edunews.ru. Можете ознакомиться с ней по ссылке.
Нет однозначного ответа на вопрос – нужно ли высшее образование для творческой специальности. Какой вывод можно сделать – оно не является гарантией трудоустройства, но является преимуществом перед “самоучками”. Самое полезное, что вы получите на творческом факультете – это не всегда знания, чаще это – связи с людьми схожих взглядов, с будущими работодателями, людьми, с которыми вы сможете создать проект. Очень часто вуз может вводить цензуру и “зажимать” студентов – в таком случае сторонние связи могут быть как нельзя кстати.
Если же у вас этого образования нет, но есть рвение и способности, трудолюбие, упорство и идеи – вас ничто не сможет остановить, даже люди с “преимуществом”. Спрос на оригинальные идеи есть всегда.
Если вы все же решили попробовать поступить на творческий факультет, но не смогли – не разочаровывайтесь, всегда можно попробовать снова или учиться самому – вспомните пример “бездарного”, по мнению приемной комиссии, Спилберга.
Если не пробовать – никогда не получится!