Thursday, April 25th, 2024

«Платье надо укоротить»: рецензия на фильм «Скандал»

Фильм «Скандал» (в оригинале «Bombshell») увидел свет в декабре 2019.  В России премьера состоялась 13 февраля 2020. 

“Скандал” получил неплохие отзывы критиков, несколько престижных номинаций, но в общей сложности довольно незаслуженно отошёл на второй план по сравнению с ещё не отшумевшими “Джокером”, “Ирландцем” и “Брачной историей”. 

Почему “незаслуженно”? Попробуем разобраться.

Производство и режиссура

В роли фильммейкера “Скандала” выступил Джей Роуч. Это примечательно хотя бы по той причине, что Роуч может известен многим по “Знакомству с родителями” и его сиквелам, “50 первых поцелуев”, “Ужину с придурками” и другим комедиям 2000-х. “Скандал” совсем не вписывается в галерею этих кинокартин и относится скорее к более позднему, зрелому этапу творчества Роуча. 

Примерно с 2012 Роуч ушёл в политико-документальное кино. Это, например, “Игра изменилась” про выборную кампанию 2008-го года в США, “Трамбо” о жизни голливудского сценариста, попавшего в “чёрный список” в конце 40-х. 

О работе над “Скандалом” впервые объявили в мае 2017, после смерти Роджера Айлза, о котором мы поговорим далее. 

Джей Роуч на съёмках «Скандала», 2018

Историческая основа

“Скандал” продолжает документально-биографическое направление Роуча и рассказывает реальную историю об одной из главных сенсаций 2016-го года. 

В 2016 году генеральный директор Fox News Channel Роджер Айлз был обвинен в харассменте по отношению к своим сотрудницам. Изначально иск на Айлза подала телеведущая утреннего шоу на Fox News и Мисс Америка 1989-го года Гретчен Карлсон. Позже к обвинениям присоединились более 20 девушек, в том числе журналистка Fox Меган Келли. 

Роджер Айлз, бывший генеральный директор Fox News Channel, и Джон Литгоу, исполнитель его роли в фильме «Скандал»

“Мы услышим голоса женщин”: чем хорош “Скандал”?

Одно из главных достоинств “Скандала” – смелая, дерзкая тема: харассмент. Проблему сексуальных домогательств на работе стали освещать в культуре не так давно, а в полнометражном кино  “Скандал” – практически первооткрыватель (из новинок тема харассмента так же ярко раскрывается в телесериале “Утреннее Шоу”). 

https://twitter.com/ma2702riya/status/1228528398051442689?s=21

Проблема харассмента и гендерной дискриминации в “Скандале” показана с помощью переплетения трёх сюжетных линий сотрудниц канала Fox News Channel, которых объединяет нечто большее, чем место работы. Как минимум, все они понимают, что значит фраза: “Вас вызывают на второй этаж”.

Кадр из фильма «Скандал», Кайла идёт на «второй этаж»

Значимые элемента “Скандала” – актёрский состав и глубоко проработанные персонажи. Образ каждого героя воплощён по-настоящему мастерски. 

https://twitter.com/coconutub/status/1227997186606145536?s=21

Шарлиз Терон знакомит зрителя со “стальной леди”, журналисткой Меган Келли, и справляется настолько профессионально, что от её взгляда в камеру что-то внутри действительно холодеет от восторга и уважения.

Слева: Меган Келли, журналистка и телеведущая 
Справа: Шарлиз Терон в роли Меган Келли в фильме «Скандал»

Меган Келли – успешная, амбициозная юристка и журналистка, которая занимается предвыборными дебатами республиканской партии. Келли открыто противостоит Дональду Трампу в его грубом и дискредитирующим отношении к женщинам, не стесняется задавать кандидату вопросы по поводу оскорбительных твитов в прямом эфире и ведёт борьбу с гендерным неравенством в СМИ. 

Кадр из «Скандала»: Меган Келли перед участием в предвыборных дебатах 

История Келли показывает нестабильность и опасность положения женщин в политике. Стоит журналистке заявить о несостоятельности республиканского кандидата на национальном телевидении, как её острые публичные высказывания списывают на проблемы в менструальном цикле и не воспринимают всерьёз, а также приносят ей отравленный кофе, как намёк на то, что пора замолчать. 

Меган Келли, кадр из фильма «Скандал»

Николь Кидман в “Скандале” воплотила образ телеведущей Гретчен Карлсон, другой телеведущей Fox, реплики которой хочется перематывать назад и смотреть заново.

Слева: Гретчен Карлсон 
Справа: Николь Кидман в роли Гретчен Карлсон в фильме «Скандал»

-Коллеги, которыми вы восхищаетесь, скажут прилюдно, что вы заносчивы, амбициозны и решили пропираться за его счёт.

-Пускай. 

Разговор Гретчен Карслон с адвокатами из картины “Скандал”

Именно Гретчен развязывает войну против произвола управляющего канала – подаёт иск на генерального директора, Роджера Айлза, за сексуальные домогательства. Гретчен, на мой взгляд, ключевой персонаж “Скандала”. Она запустила цепочку событий, которые пусть частично, но восстановили справедливость, хотя бы на телеканале Fox. 

Гретчен была первой среди двух десятков женщин, кто смог открыто противостоять начальнику, уже давно потерявшему меру в своей “профессиональной” деятельности. 

Кадр из фильма «Скандал»

На протяжении года телеведущая записывала их с Роджером Айлзом разговоры, в которых явно присутствовали нежелательные намёки на сексуальный контакт и неуместные предложения. Спусковым крючком для Гретчен становится сначала её понижение, а потом и вовсе увольнение с телеканала из-за отказа боссу. 

Героиня Гретчен Карлсон демонстрирует не только необходимость открытого обсуждения темы харассмента, но и проблему гендерной дискриминации в СМИ. В “Скандале” есть очень сильные кадры – отрывки из эфиров Гретчен в компании коллег-мужчин.

Соведущие беспрестанно делают комментарии по поводу внешности Гретчен, фасона её платья, привлекательности героини. Сексуальная объективация обесценивает деятельность Гретчен как журналистки, заставляя её чувствовать себя пластиковым манекеном, которого поставили рядом с “настоящими ведущими”, чтобы украсить эфир. 

Кадр из фильма «Скандал»

Проблема представления и восприятия женщин-телеведущих как сексуальных объектов – на самом деле одна из основных в “Скандале”. В фильме есть сцена в гримёрке девушек-сотрудниц Fox, где показано, как их готовят для эфира. Push-up бюстгальтеры, туфли на каблуках, утягивающее бельё, “никаких брюк”, – и ты готова к эфиру. 

И, конечно, отражение сексуализации сотрудниц телеканал и визуальных СМИ в целом – директор Fox, Роберт Айлз, в исполнении Джона Литгоу, которого, кстати, очень удачно загримировали для съёмок. 

Айлз – довольно неоднозначный герой. В нём определённо есть человечность и гуманность (в “Скандале” рассказывается, что Роджер всегда сохранял зарплату смертельно больным, поддерживал многих сотрудников в сложных ситуациях), а также искреннее стремление директора добиться лучшего для телеканала.

Но его “тёмная” сторона окончательно отталкивает не только множество персонажей картины, но и зрителя. Роджер открыто говорит о “развлекательной” роли женщины в эфире: “Давай общий план! Я хочу видеть её ноги, иначе на кой чёрт я её взял?!” – Роджер Айлз об одной из телеведущих канала Fox. 

Роджер Айлз в исполнении Джона Литгоу

Особенно глубоко образ Айлза раскрывается с помощью другой сюжетной линии – героини Кайлы, которую исполнила Марго Робби. Кайла – юная, амбициозная сотрудница Fox из набожной семьи. Это собирательный образ, показывающий весь ужас и трагизм положения девушки-жертвы сексуальных домогательств на рабочем месте. 

Марго Робби в роли Кайлы, «Скандал»

История Кайлы набирает обороты, когда она решает обсудить с Айлзом вопрос своего повышения. Уверенная в себе и своих способностях журналистка не подозревает, что её ждёт в небольшом кабинете на том самом “втором этаже”.

Сцена с “Поднимите платье, я посмотрю ноги” – одна из самых эмоциональных в “Скандале”. Напряжение усиливается полным отсутствием музыкального сопровождения этого фрагмента фильма. 

-Путь к успеху на телевидении тернист. Вы… понимаете, о чём я?

Цитата из разговора Роджера Айлза и сотрудницы Fox Кайлы

Так Кайла попадает в замкнутый круг страшных, травмирующих событий, из которого не может вырваться, так как от Айлза зависит её карьера и возможность будущего трудоустройства. 

В какой-то момент три основные сюжетные линии – Меган, Гретчен и Кайлы – переплетаются (обязательно обратите внимание на “сцену в лифте”), а содержание фильма становится всё глубже и глубже. 

https://twitter.com/nastiuliadorlov/status/1246521853075755009?s=21

В целом, “Скандал” – это про неприкосновенность и свободу, про гендерное неравенство и сексизм, и, конечно, про то, как важно ставить права выше прибыли и правду выше репутации. Главная ценность этой кинокартины – выставление на общее обозрение темы, о которой принято молчать. 

Кадр из «сцены в лифте», «Скандал»

Критика и отзывы

“Скандал” получил 70% положительных отзывов на Rotten Tomatoes, что считается хорошим результатом. В основном критики отмечают прекрасный актёрский состав, работу гримёров и сюжетные линии.

““Скандал” – яркая картина на мучительно значимую тему”,-

Тим Роби, критик Daily Telegraph (UK)

Тем не менее, некоторые видят в “Скандале” недостаточную глубину сюжета (часть кинокритиков считает нераскрытым вопрос ответственности самих Гретчен Карлсон и Меган Келли за то, что они не подали иск раньше и не “обезопасили” других потенциальных жертв) и опасную грань между реальной историей и художественными элементами (например, у героини Кайл нет конкретного прототипа, это собирательный образ). 

На крупных кинопремиях – “Золотом Глобусе”, “Оскаре”, “Премии Гильдии киноактёров США” – “Скандал” удостоился только номинаций за “лучшую актрису” (Шарлиз Терон) и “лучшую актрису второго плана” (Марго Робби), а также “утешительных” наград за грим и причёски. 

Несмотря на недостаток побед и критические замечания “Скандал” стоит просмотра хотя бы из-за темы кинокартины. Конечно, фильм о харассменте не решает проблему. Но он делает проблему видимой.