Thursday, April 25th, 2024

Как складывался образ “нового русского”: предметы гардероба, олицетворяющие эпоху легких денег

Итак, начнем с объяснения термина “новый русский”. Это клише появилось в начале 1990-х годов и олицетворяло людей, заработавших приличное состояние за короткое время после развала советского союза.

Обладателями такого прозвища могли быть как русские, так и татары, казахи и многие другие представители различных этнических групп СНГ – национальность в данном случае никак не влияла. Его носители чаще всего были либо представителями криминального мира (который тогда находился на пике своего развития),  либо просто невероятно быстро и неожиданно разбогатевшими людьми. 

Но что же отличало “новых русских” от остальной массы людей? 

Во-первых, это малиновый пиджак,  а другими словами – главный и центральный атрибут представителя этой социальной прослойки. Что касается появления этого тренда, то представляем вам две версии. Первым предполагаемым трендсеттером ( то есть человеком или группой лиц, благодаря которым появляются новые тенденции ) являлась телепередача “Что? Где? Когда”. По этой версии малиновый пиджак вошел в моду после того, как в 1991 году их клуб знатоков превратился в казино и для игрока каждого уровня предполагалась своя форма. В данном случае пиджак такого цвета принадлежал “бессмертным членам клуба”, то есть людям, которые оставляли за собой право остаться в игре, даже после проигрыша их команды. 

Вторым предполагаемым трендсеттером был Сергей Пантелеевич Мавроди – основатель финансовой пирамиды МММ. Тогда в 1994 году, будучи в малиновом пиджаке, он выступил с поздравлениями, приуроченными к новому году. Некоторые историки моды связывают этот тренд именно с ним. 

Второй и не менее важный атрибут “нового русского” – “котлы” или, если говорить по-нашему, часы элитной марки. Больше всего тогда ценились швейцарские Rado или Rolex. Дополнительная крутизна, по их мнению, добавлялась, если они были с инкрустацией драгоценными камнями, а сами, конечно же, выполнены из золота.

Третьим традиционным атрибутом является барсетка. Это маленькая сумочка, чаще всего изготовленная из кожи или кожзама, и широко полюбившаяся среди “новых русских”. Хоть и не обладая большими размерами, она имела большую вместительность, позволяющую положить в нее документы, визитки, мобильный телефон и другие важные вещи. В 1990-х барсетки вышли на пик популярности. Самым большим спросом обладали сумки турецкого производства выполненные по итальянскому дизайну. 

Четвертым атрибутом являлись золотые украшения, а точнее – “голда”, то есть массивная цепь, которую носили навыпуск. Кроме того в середине 90-х в моду у “новых русских” вошли перстни-печатки, то есть кольца с изображениями инициалов, либо какого-то отличительного знака. На языке “нового русского” такой предмет гардероба имел название “гайка”. Изначально такой аксессуар было принято носить либо на мизинце, либо на безымянном пальце, но у новых богатеев были свои правила. Чаще всего перстни надевали сразу на несколько пальцев для демонстрации своих материальных возможностей.   

Что касается других ювелирных украшений, то для дополнения образа, к часам часто подбирали гармонирующие с ними браслеты. 

Пятой отличительной чертой являются вытянутые черные кожаные туфли с острым носом, которые “новый русские” надевали на деловые встречи и переговоры. Именно они добавляли некой солидности, закрывая глаза на безвкусные красные пиджаки и аляпистые цепи. Такие туфли очень сильно напоминают нам фильм “Лицо со шрамом”, в котором герой Аль Пачино – Тони Монтана на протяжении всей кинокартины ходит в похожей обувке. Думаю, что описывать данного персонажа не надо, правда? 

Чтобы подвести итог по аутентичному образу “нового русского” хочется сказать, что лучшие слова для его описания – фальшивая крутизна и безвкусица. Представители данной социальной прослойки делали все возможное, чтобы выглядеть как можно богаче, прямая иллюстрация этому – ношение цепочек, которые перевешивали голову или, например, крестов размера с ладонь. В общем, вдохновляться тут нечем, а если уж и хочется, то в меру. Пример этому образ Саши Белого в сериале российского производства “Бригада”. Хоть по сюжету мужчина и является представителем “нувориш”, то есть стремительно разбогатевшим человеком из низших слоев, но образы подбирает очень сдержанные и стильные. 
Мораль сей басни такова – носите, что хотите, но не забывайте о том, что лучше меньше, чем чересчур.