100 и 1 способ испугаться: разновидности хорроров

Фильмы ужасов для части современных зрителей – мозаика из кровавых брызгов от бензопилы, хлопающих совсем не от сквозняка дверей и вполне живых мертвецов. На самом деле, хорроры имеют свои виды и поджанры. В различных классификациях историков кино и специализированных платформ насчитывается от 5 до 30 поджанров фильмов ужасов.
Мы попробуем разобраться, какие разновидности хорроров существует в киноиндустрии сейчас, и какие из них пользуются особой популярностью.

Из всех существующих видов фильмов ужасов можно выделить 6 основных, а также 26 поджанров.
Сложно сказать, какой вид и поджанр считаются абсолютными рекордсменами среди зрителей только по количеству просмотров и кассовым сборам.
Мария, авторка специализированного телеграм-канала “Бурый Дженкин” о хоррорах и их восприятии через фем-оптику, считает:
“В век развития технологий, позволяющих человеку контролировать свою жизнь, и в мире, где практически любому явлению есть научное истолкование, нам не хватает мистики и потустороннего – того, что не находится в нашей власти и не поддаётся объяснению.
У современного массового зрителя самыми популярными фильмами ужасов остаются хорроры о неких злобных духах, настойчиво вмешивающихся в размеренную человеческую жизнь. Стоит только посмотреть на успех серии фильмов «Вселенная Заклятия» или менее многочисленную, но также в своё время мощно выстрелившую серию «Паранормальное явление»”
Действительно, одним из основных видов фильмов ужасов считаются “паранормальные хорроры”.
Паранормальные хорроры: фортепиано звучит, пианиста – нет

Фильмы ужасов про призраков, загадочные особняки и маленьких девочек, ползающих по потолку, всегда были популярны среди зрителей. Этот вид хоррора просто неотделим от саспенса, постоянного напряжения и навязчивого желания обернуться во время просмотра.

Среди поджанров ужасов этого вида выделяют фильмы про призраков и духов, например “Полтергейст” (1982), “Астрал” (2010) и “Проклятие” (2004). Почти всё в них завязано на эффекте неожиданности.

К паранормальным хоррорам также относят фильмы про дома, населённые призраками. Среди них “Другие” (2001), “Призрак дома на холме” (1999) и, например, “Ужас Амитивилля” (2005). В фильмах этого поджанра важную роль играет интерьер. Немного паутины, пыли и заколоченных окон не всегда достаточно, чтобы напугать зрителя. А вот массивные, тяжёлые шторы уже делают комнату больше похожей на клетку или тюрьму.

Как ни странно, но хорроры про одержимость и изгнание также принято считать поджанром паранормальных фильмов ужасов.

Особенную пикантность таким кинокартинам придаёт предыстория или краткое “основано на реальных событиях”. Мысль о том, что подобное могло происходить в реальности пугает и притягивает одновременно.
Так, “Шесть демонов Эмили Роуз” (2005) предположительно основан на событиях 70-х годов, когда на протяжении 10 месяцев из девушки действительно пытались “изгнать демона”. К этому поджанру также относят “Константина: повелителя тьмы” (2005) и “Изгоняющего дьявола” (1973).

К паранормальным ужасам причисляют и хорроры про ад и дьявола. Это, например, “Омен” (1976) и “Извне” (1986).
Одним из основных и на самом деле не очень страшных поджанров паранормальных хорроров считаются фильмы о ведьмах и оккультизме. Они напрямую связаны с историческими фактами и легендами о проклятиях и людях, так или иначе связанных со “злом” в привычном и непривычном его понимании. Как в “Маске Сатаны” (1960) или “Суспирии” (2018) с Дакотой Джонсон.

Ещё одна разновидность паранормальных хорроров – фильмы про нечеловеческие, мистические и безусловно опасные способности. Герои таких кинокартин, как правило, наделены особым даром, который они используют далеко не как Мстители или Люди Икс. Это “Кэрри” (1976), “Патрик” (1978) и “Сканнеры” (1981).

Жестокие и откровенные: боль, кровь, “закрой глаза”
Следующий вид хорроров существует довольно давно и неизменно пользуется популярностью у любителей острых ощущений.
К кровавым хоррорам можно отнести фильмы про пытки. Конечно, классика этого поджанра – “Пила”. “Я хочу сыграть с тобой в одну игру…” превратилось в крылатую фразу, и все мы понимаем, что речь идёт не о Монополии. Фильмы про пытки пугают как визуальным составляющим, так и психологическим воздействием образами “жертв”. К ним также можно отнести “Хостел” (2005).

Один из самых шокирующих и вызывающих поджанров жестоких хорроров считаются сплэттеры. В сплэттерах открыто демонстрируется кровь, внутренности и прочие детали, на которые часто смотреть и вовсе не хочется. Точно НЕ для семейного просмотра. К известным сплэттерам относят “Я плюю на ваши могилы” (2010) и “Королевскую битву” (2000).

В желании закрыть глаза ладошкой сплэттеры нередко опережают фильмы про каннибализм и “экстремальные” кровавые хорроры. Тема каннибализма безусловно табуирована в обществе, и отражение её в фильмах ужасов потрясает аморальностью, как, например, в “Аду каннибалов” (1980). К экстремальному хоррору можно отнести “Сербский фильм” (2010) – настоящий апогей жестокости и аморальности. Шокировать может даже краткое содержание “Сербского фильма”, не говоря уже о самой кинокартине.

Зомби-хорроры
Следующий жанр фильмов ужасов – один из наиболее классических. Полумёртвые фигуры с мятным оттенком кожи прочно вросли в культуру, не только в киноиндустрию. Однако, зомби-хорроры тоже бывают разные.
Это, во-первых, особо актуальные сейчас фильмы про заражение и эпидемию. В них зомби становятся из-за ужасной болезни, вируса, поражающего человечество. Это, например, “Обитель зла” (2002) или “28 дней спустя” этого же года.

Однако в классическом и первоначальном понимании зомби – восставшие мертвецы. Такой способ восприятия уже не слишком пугает современного зрителя, но всё равно считается значимой частью развития хоррор-индустрии. Это кинокартины вроде “Ночи живых мертвецов” (1968) или “Зомби 2” (1979).

Чудовища и монстры: от акулы до годзиллы
Следующий довольно распространённый до сих пор жанр хорроров – о монстрах и чудовищах. Такие фильмы ужасов часто построены на эффекте зловещей долины. Согласно нему, существа, отдалённо напоминающие человека (по фигуре, мимике, поведению), но человеком не являющиеся, неплохо встряхивают человеческую психику и даже вызывают отвращение.
Среди фильмах о монстрах отдельными поджанрами выделяют картины про оборотней, вампиров и других более-менее традиционных и каноничных чудовищах. Такие хорроры уже не воспринимаются как хорроры в полной мере.
Они стали скорее связующим звеном между примитивными ужасами первой четверти XX века и по-настоящему пугающими жанрами хорроров следующих лет. К ним относятся старые добрые “Дракулу” и “Франкенштейна” 1931-го. Из относительно новых, но таких же каноничных фильмов про монстров можно выделить “Американского оборотня в Лондоне” (1981) и “Лепрекона” (1993).

В отдельный поджанр часто собирают хорроры про гигантских чудовищ. Картины такого рода пугают шокирующим представлением человека как беспомощного и буквально крошечного создания по сравнению с монстром. Самые известные фильмы про чудовищ-гигантов -”Кинг-конг” (1933) и “Годзилла” (1998) Из более-менее недавних подобных хорроров можно назвать “Монстро” 2008-го из киновселенной Кловерфилд.

В противовес гигантским монстрам существует поджанр хорроров про мелких чудовищ. Иногда размер монстра не важен, чтобы напугать зрителя. Это доказывают “Гремлины” (1984) или “Зубастики” (1984).

Следующий поджанр хорроров про чудовищ – фильмы о “новых” монстрах. Здесь и включается эффект зловещей долины. Кто такие “новые монстры”? Это однозначно не человеческие существа, но не настолько нечеловеческие, как кинг-конг или годзилла. К таким хоррорам можно отнести “Оно” с клоуном Пеннивайзом, “Тыквоголового” 1998-го или “Пир” 2005-го.

На самом деле, жанр хорроров про монстров включает в себя не только фильмы про страшных и мифических созданий. Существует поджанр фильмов ужасов про (не)обыкновенных, реально существующих животных.
Конечно, это “Челюсти” (1975) и “Птицы” (1963). Такие хорроры порой пугают не хуже паранормальных, ведь вероятность оказаться на открытом воздухе со стаей птиц гораздо больше, чем в пустом особняке на вершине холма.

Хорроры про убийства: здравствуй, бензопила
Отдельный жанр фильмов ужасов: хорроры про убийства. Иногда такие картины сложно отделить от особо жестоких детективов или боевиков. Здесь всё зависит от индивидуального способа восприятия.
К поджанру хорроров про убийства относят фильмы о событиях в сельской местности: на ферме или, может, в деревне твоей бабушки. Убийцы в таких хоррорах, как правило, чудаковатые деревенщины. Как Кожаное лицо из “Техасской резни бензопилой” или герой “У холмов есть глаза”.

Ещё один, причём не самый известный, поджанр хорроров – джалло. Джалло – итальянские детективные фильмы ужасов. Эротика, наркотики и жестокое убийство – краткая формула джалло.
Это, например, “Девушка, которая слишком много знала” (1963) или “Кроваво-красное” (1975).

Самый популярный поджанр хорроров про убийства и один из основных видов хорроров в целом – слэшер. Слэшеры были особенно популярны в 80-х и в 90-х среди молодёжи, но остаются важной частью хоррор-индустрии до сих пор.

Полюбившиеся зрителям слэшеры – “Хэллоуин” (1978), “Пятница 13-е” (2009) и, конечно, серия фильмов “Крик”. В слэшерах важна стратегия убийств, логика маньяка и психология жертвы. Они довольно динамичны и даже в какой-то степени развлекательны, так что, если хотите посмотреть хоррор с друзьями и попкорном, – слэшер отлично подойдёт.

Психологические хорроры: “Мы все иногда сходим с ума, не так ли?”
Мы подошли к, возможно, наиболее культовому и комплексному жанру фильмов ужасов. Иногда психологические хорроры смотреть тяжелее, чем самый жестокий сплэттер.
Глубокий колодец с девушкой внутри может напугать сильнее, чем мачете в черепе главного героя. Психологические хорроры различными способами обыгрывают нестабильное состояние персонажа, позволяют зрителю заглянуть в его черепную коробку и… ужаснуться.

В отдельный поджанр психологического хоррора выделяют кинокартины про фобии и панику. Это, например, “Погребённый заживо” (2010) или “Замёрзшие” этого же года. Такие фильмы легко вызывают психологический дискомфорт у зрителя, тревогу и иногда даже панику, как у героя хоррора.

Следующий поджанр психологического хоррора – фильмы про выживание. Кажется, именно в таких хоррорах чаще всего мелькает истерично-встревоженное “Ало, 9-1-1?”. Фильмы про выживание пугают непредсказуемостью и, что главное, естественностью.
Например, “Незнакомцы” 2008-го рассказывает историю молодой пары, в загородный дом к которой врывается преступная группировка. Единственные монстры здесь — люди. Против до безумия напуганных жертв.

Любимый многими зрителями поджанр психологических хорроров – фильмы про безумие и паранойю. Конечно, это “Сияние” по культовому роману Стивена Кинга, “Психо” Альфреда Хичкока, а также “Молчание ягнят”.

Такие кинокартины показывают, как просто безумие становится катализатором нечеловеческого, страшного поведения. Дробовики и топоры – далеко не главное в таких хоррорах. Самое страшное оружие – психика персонажей, которая раскалывается, как старый фарфоровый сервиз.

Конечно, жанров и поджанров хорроров на самом деле гораздо больше. Среди такого многообразия каждый любитель острых ощущений найдёт себе фильм ужасов по душе. Только запаситесь едой, пледом и фонариком, на случай, если в доме вдруг неожиданно выключится свет…
