Wednesday, April 24th, 2024

100 и 1 способ испугаться: разновидности хорроров

Фильмы ужасов для части современных зрителей –  мозаика из кровавых брызгов от бензопилы, хлопающих совсем не от сквозняка дверей и вполне живых мертвецов. На самом деле, хорроры имеют свои виды и поджанры. В различных классификациях историков кино и специализированных платформ насчитывается от 5 до 30 поджанров фильмов ужасов. 

Мы попробуем разобраться, какие разновидности хорроров существует в киноиндустрии сейчас, и какие из них пользуются особой популярностью. 

Из всех существующих видов фильмов ужасов можно выделить 6 основных, а также 26 поджанров.

Сложно сказать, какой вид и поджанр считаются абсолютными рекордсменами среди зрителей только по количеству просмотров и кассовым сборам. 

Мария, авторка специализированного телеграм-канала “Бурый Дженкин” о хоррорах и их восприятии через фем-оптику, считает: 

“В век развития технологий, позволяющих человеку контролировать свою жизнь, и в мире, где практически любому явлению есть научное истолкование, нам не хватает мистики и потустороннего – того, что не находится в нашей власти и не поддаётся объяснению.

У современного массового зрителя самыми популярными фильмами ужасов остаются хорроры о неких злобных духах, настойчиво вмешивающихся в размеренную человеческую жизнь. Стоит только посмотреть на успех серии фильмов «Вселенная Заклятия» или менее многочисленную, но также в своё время мощно выстрелившую серию «Паранормальное явление»”

Действительно, одним из основных видов фильмов ужасов считаются “паранормальные хорроры”. 

Паранормальные хорроры: фортепиано звучит, пианиста – нет

Фильмы ужасов про призраков, загадочные особняки и маленьких девочек, ползающих по потолку, всегда были популярны среди зрителей. Этот вид хоррора просто неотделим от саспенса, постоянного напряжения и навязчивого желания обернуться во время просмотра. 

Среди поджанров ужасов этого вида выделяют фильмы про призраков и духов, например “Полтергейст” (1982), “Астрал” (2010) и “Проклятие” (2004). Почти всё в них завязано на эффекте неожиданности. 

https://twitter.com/baragozzlaya/status/795993503797014528?s=21
Кадр из фильма «Астрал», 2010

К паранормальным хоррорам также относят фильмы про дома, населённые призраками. Среди них “Другие” (2001), “Призрак дома на холме” (1999) и, например, “Ужас Амитивилля” (2005). В фильмах этого поджанра важную роль играет интерьер. Немного паутины, пыли и заколоченных окон не всегда достаточно, чтобы напугать зрителя. А вот массивные, тяжёлые шторы уже делают комнату больше похожей на клетку или тюрьму. 

Постер к фильму «Другие», 2001
https://twitter.com/skypilot_hatter/status/1248357534106292225?s=21

Как ни странно, но хорроры про одержимость и изгнание также принято считать поджанром паранормальных фильмов ужасов.

Особенную пикантность таким кинокартинам придаёт предыстория или краткое “основано на реальных событиях”. Мысль о том, что подобное могло происходить в реальности пугает и притягивает одновременно.

Так, “Шесть демонов Эмили Роуз” (2005) предположительно основан на событиях 70-х годов, когда на протяжении 10 месяцев из девушки действительно пытались “изгнать демона”. К этому поджанру также относят “Константина: повелителя тьмы” (2005) и “Изгоняющего дьявола” (1973).

Постер к фильму «Шесть демонов Эмили Роуз», 2005

К паранормальным ужасам причисляют и хорроры про ад и дьявола. Это, например, “Омен” (1976) и “Извне” (1986).

Одним из основных и на самом деле не очень страшных поджанров паранормальных хорроров считаются фильмы о ведьмах и оккультизме. Они напрямую связаны с историческими фактами и легендами о проклятиях и людях, так или иначе связанных со “злом” в привычном и непривычном его понимании. Как в  “Маске Сатаны” (1960) или “Суспирии” (2018) с Дакотой Джонсон. 

Кадр из «Суспирии», 2018

Ещё одна разновидность паранормальных хорроров – фильмы про нечеловеческие, мистические и безусловно опасные способности. Герои таких кинокартин, как правило, наделены особым даром, который они используют далеко не как Мстители или Люди Икс. Это “Кэрри” (1976), “Патрик” (1978) и “Сканнеры” (1981). 

Кадр из «Кэрри», 1976

Жестокие и откровенные: боль, кровь, “закрой глаза”

Следующий вид хорроров существует довольно давно и неизменно пользуется популярностью у любителей острых ощущений. 

https://twitter.com/strong_pain_/status/861296265291804673?s=21

К кровавым хоррорам можно отнести фильмы про пытки. Конечно, классика этого поджанра – “Пила”. “Я хочу сыграть с тобой в одну игру…” превратилось в крылатую фразу, и все мы понимаем, что речь идёт не о Монополии. Фильмы про пытки пугают как визуальным составляющим, так и психологическим воздействием образами “жертв”. К ним также можно отнести “Хостел” (2005). 

Кадр из «Пилы», 2004

Один из самых шокирующих и вызывающих поджанров жестоких хорроров считаются сплэттеры. В сплэттерах открыто демонстрируется кровь, внутренности и прочие детали, на которые часто смотреть и вовсе не хочется. Точно НЕ для семейного просмотра. К известным сплэттерам относят “Я плюю на ваши могилы” (2010) и “Королевскую битву” (2000). 

В желании закрыть глаза ладошкой сплэттеры нередко опережают фильмы про каннибализм и “экстремальные” кровавые хорроры. Тема каннибализма безусловно табуирована в обществе, и отражение её в фильмах ужасов потрясает аморальностью, как, например, в “Аду каннибалов” (1980). К экстремальному хоррору можно отнести “Сербский фильм” (2010) – настоящий апогей жестокости и аморальности. Шокировать может даже краткое содержание “Сербского фильма”, не говоря уже о самой кинокартине. 

Зомби-хорроры

Следующий жанр фильмов ужасов – один из наиболее классических. Полумёртвые фигуры с мятным оттенком кожи прочно вросли в культуру, не только в киноиндустрию. Однако, зомби-хорроры тоже бывают разные.

Это, во-первых, особо актуальные сейчас фильмы про заражение и эпидемию. В них зомби становятся из-за ужасной болезни, вируса, поражающего человечество. Это, например, “Обитель зла” (2002) или “28 дней спустя” этого же года. 

Постер к финальной части «Обители зла»

Однако в классическом и первоначальном понимании зомби – восставшие мертвецы. Такой способ восприятия уже не слишком пугает современного зрителя, но всё равно считается значимой частью развития хоррор-индустрии. Это кинокартины вроде “Ночи живых мертвецов” (1968) или “Зомби 2” (1979). 

Постер к фильму «Ночь живых мертвецов», 1968

Чудовища и монстры: от акулы до годзиллы

Следующий довольно распространённый до сих пор жанр хорроров – о монстрах и чудовищах. Такие фильмы ужасов часто построены на эффекте зловещей долины. Согласно нему, существа, отдалённо напоминающие человека (по фигуре, мимике, поведению), но человеком не являющиеся, неплохо встряхивают человеческую психику и даже вызывают отвращение. 

https://twitter.com/motherland_sale/status/1131868675739398144?s=21

Среди фильмах о монстрах отдельными поджанрами выделяют картины про оборотней, вампиров и других более-менее традиционных и каноничных чудовищах. Такие хорроры уже не воспринимаются как хорроры в полной мере.

Они стали скорее связующим звеном между примитивными ужасами первой четверти XX века и по-настоящему пугающими жанрами хорроров следующих лет. К ним относятся старые добрые “Дракулу” и “Франкенштейна” 1931-го. Из относительно новых, но таких же каноничных фильмов про монстров можно выделить “Американского оборотня в Лондоне” (1981) и “Лепрекона” (1993). 

Обложка DVD-диска с изображением персонажей классических фильмов ужасов, созданных Universal Pictures

В отдельный поджанр часто собирают хорроры про гигантских чудовищ. Картины такого рода пугают шокирующим представлением человека как беспомощного и буквально крошечного создания по сравнению с монстром. Самые известные фильмы про чудовищ-гигантов -”Кинг-конг” (1933) и “Годзилла” (1998) Из более-менее недавних подобных хорроров можно назвать “Монстро” 2008-го из киновселенной Кловерфилд.

Кадр из «Годзиллы», 1998

В противовес гигантским монстрам существует поджанр хорроров про мелких чудовищ. Иногда размер монстра не важен, чтобы напугать зрителя. Это доказывают “Гремлины” (1984) или “Зубастики” (1984). 

Постер к фильму «Гремлины», 1998

Следующий поджанр хорроров про чудовищ – фильмы о “новых” монстрах. Здесь и включается эффект зловещей долины. Кто такие “новые монстры”? Это однозначно не человеческие существа, но не настолько нечеловеческие, как кинг-конг или годзилла. К таким хоррорам можно отнести “Оно” с клоуном Пеннивайзом, “Тыквоголового” 1998-го или “Пир” 2005-го. 

Кадр из «Оно», 2017

На самом деле, жанр хорроров про монстров включает в себя не только фильмы про страшных и мифических созданий. Существует поджанр фильмов ужасов про (не)обыкновенных, реально существующих животных.

Конечно, это “Челюсти” (1975) и “Птицы” (1963). Такие хорроры порой пугают не хуже паранормальных, ведь вероятность оказаться на открытом воздухе со стаей птиц гораздо больше, чем в пустом особняке на вершине холма. 

Постер к фильму «Челюсти», 1975

Хорроры про убийства: здравствуй, бензопила

Отдельный жанр фильмов ужасов: хорроры про убийства. Иногда такие картины сложно отделить от особо жестоких детективов или боевиков. Здесь всё зависит от индивидуального способа восприятия. 

К поджанру хорроров про убийства относят фильмы о событиях в сельской местности: на ферме или, может, в деревне твоей бабушки. Убийцы в таких хоррорах, как правило, чудаковатые деревенщины. Как Кожаное лицо из “Техасской резни бензопилой” или герой “У холмов есть глаза”. 

Кадр из «Техасской резни бензопилой»

Ещё один, причём не самый известный, поджанр хорроров – джалло. Джалло – итальянские детективные фильмы ужасов. Эротика, наркотики и жестокое убийство – краткая формула джалло.

Это, например, “Девушка, которая слишком много знала” (1963) или “Кроваво-красное” (1975).

https://twitter.com/engeldamiel/status/1053058612162109440?s=21
Постер к фильму «Девушка, которая слишком много знала» (1963)

Самый популярный поджанр хорроров про убийства и один из основных видов хорроров в целом – слэшер. Слэшеры были особенно популярны в 80-х и в 90-х среди молодёжи, но остаются важной частью хоррор-индустрии до сих пор.

Кадр из фильма «Крик» 

 Полюбившиеся зрителям слэшеры – “Хэллоуин” (1978), “Пятница 13-е” (2009) и, конечно, серия фильмов “Крик”. В слэшерах важна стратегия убийств, логика маньяка и психология жертвы. Они довольно динамичны и даже в какой-то степени развлекательны, так что, если хотите посмотреть хоррор с друзьями и попкорном, – слэшер отлично подойдёт. 

https://twitter.com/effkarina/status/1253613513697660929?s=21
Постер к фильму «Крик», 1996

Психологические хорроры: “Мы все иногда сходим с ума, не так ли?”

Мы подошли к, возможно, наиболее культовому и комплексному жанру фильмов ужасов. Иногда психологические хорроры смотреть тяжелее, чем самый жестокий сплэттер.

Глубокий колодец с девушкой внутри может напугать сильнее, чем мачете в черепе главного героя. Психологические хорроры различными способами обыгрывают нестабильное состояние персонажа, позволяют зрителю заглянуть в его черепную коробку и… ужаснуться.

Кадр из «Молчания ягнят», 1991

В отдельный поджанр психологического хоррора выделяют кинокартины про фобии и панику. Это, например, “Погребённый заживо” (2010) или “Замёрзшие” этого же года. Такие фильмы легко вызывают психологический дискомфорт у зрителя, тревогу и иногда даже панику, как у героя хоррора. 

Следующий поджанр психологического хоррора – фильмы про выживание. Кажется, именно в таких хоррорах чаще всего мелькает истерично-встревоженное “Ало, 9-1-1?”. Фильмы про выживание пугают непредсказуемостью и, что главное, естественностью.

Например, “Незнакомцы” 2008-го рассказывает историю молодой пары, в загородный дом к которой врывается преступная группировка. Единственные монстры здесь — люди. Против до безумия напуганных жертв. 

Кадр фильма «Незнакомцы», 2008

Любимый многими зрителями поджанр психологических хорроров – фильмы про безумие и паранойю. Конечно, это “Сияние” по культовому роману Стивена Кинга, “Психо” Альфреда Хичкока, а также “Молчание ягнят”. 

Постер к «Психо», 1960

Такие кинокартины показывают, как просто безумие становится катализатором нечеловеческого, страшного поведения. Дробовики и топоры – далеко не главное в таких хоррорах.  Самое страшное оружие – психика персонажей, которая раскалывается, как старый фарфоровый сервиз.

Кадр из «Сияния», 1980

Конечно, жанров и поджанров хорроров на самом деле гораздо больше. Среди такого многообразия каждый любитель острых ощущений найдёт себе фильм ужасов по душе. Только запаситесь едой, пледом и фонариком, на случай, если в доме вдруг неожиданно выключится свет…