Sunday, March 3rd, 2024

Сексуальное просвещение в школах: а что это вообще такое?!

Уже который год в России не утихают споры по поводу того, нужно ли вводить в школьную программу уроки по половому воспитанию, и общее мнение по этому спорному вопросу не было найдено до сих пор. Противники введения подобных уроков в России обычно апеллируют такими аргументами, как “Ну это же разврат!” и “Пропаганда!”. Факт, который в этом вопросе игнорировать сложно, так это то, что на сегодняшний момент Россия – страна с более высоким уровнем подростковых беременностей относительно других европейских стран, в большинстве из которых сексуальное образование давно стало нормой, не вызывающей вопросов со стороны детей и родителей. Также показатели больных ВИЧ и СПИД, передающихся половым путем, в России одни из высочайших в мире (более 1 млн человек). 

И тем не менее нельзя игнорировать и сложность организации подобного нововведения, включающую переквалификацию педагогов, разработку программы, норм и контроль проведения. 

О чем это и зачем?

Для начала стоит понимать, что представляет из себя сам феномен “половое воспитание” в школах. Самое частое и при этом ошибочное мнение – “половое воспитание – это только про секс”. Нет. Совсем нет. Это еще про гендерную идентичность и понимание себя, уважение к себе и другим людям, изменения в собственном теле, отношения между людьми, в том числе – профилактика абьюзивных отношений и сексизма. “Но ведь этим должны заниматься родители!” Должны, но далеко не всегда они это делают. Ведь только 68% россиян, по опросу ВЦИОМ (Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения) от 2018 года, допускают возможность говорить на темы полового воспитания со своими детьми, то есть далеко не все готовы, но еще меньше действительно будут это делать.

Педагоги

Самым правильным решением в этом вопросе будет, чтобы подобные уроки вел человек с медицинским образованием, но далеко не всегда это так. Часто учителями становятся психологи или педагоги, прошедшие курсы. По опыту США, если нет общей учебной программы, подобный школьный курс во главе с неправильным педагогом может превратиться в полнейшую вакханалию. Например, в некоторых школах России даже без религиозного уклона буквально 5 лет назад проходили лекции от священников, которые вещали о половом созревании, как это принято в церковной среде. Не думаю, что кто-то будет спорить, что подобные уроки должны вести люди, которые все таки имеют подготовку в данном вопросе. А то, часто и в США, и в России на тематических уроках (если они происходят) все сводится к тезисам из данного буклета.

Опыт других стран


Великобритания. В Британии единой версии программы не существует, есть несколько предназначенных для светских и религиозных школ, и предусматривают они исключительно лекции без дискуссий и контрольных, то есть половое воспитание в Великобритании не является полноценным предметом в типичном понимании. Более того, родители имеют право отказаться от таких уроков, если не хотят, чтобы их чадо их посещало.

Германия. Здесь ситуация значительно отличается. Сексуальное образование в этой стране является обязательным уроком в привычном нам понимании, с контрольными и экзаменами. Старшеклассникам рассказывают о методах контрацепции, абортах, ЗППП и ЛГБТ, детям же показывают обучающие фильмы и проводят лекции, но не о сексе как таковом, а о взрослении, выстраивании первых отношений, недопустимости насилия. Занимательной является практика, когда в  каждом кабинете для таких уроков установлены ящики для анонимных записок. Если ребенок стесняется спросить задать вопрос открыто, для него не будет проблемой написать его на листочке и бросить в ящик. На основе таких вопросов преподаватели формируют темы для следующих занятий.


Нидерланды. Голландия – страна с самой развитой в Европе системой полового воспитания и одним из самых низких процентов ранних беременностей и ЗППП в мире. В этом вопросе голландцы руководствуются принципом, что если через процесс полового созревания и взросления происходят абсолютно все, значит все должны иметь право говорить об этом открыто и получать достоверную информацию. Нам такой подход может казаться чересчур откровенным, но не стоит отрицать, что табуирование темы секса в современном обществе к хорошим последствиям не приводит. Подтверждение тому, статистика, что в столь “откровенных” Нидерландах первый половой акт у подростков происходит значительно позже, чем в других Европейских странах и США. Половым воспитанием детей в этой стране начинают заниматься с 4-летнего возраста, в этом возрасте дети обсуждают, например, объятия. В начальной школе курс включены и такие темы, как дружба и любовь. Возможно, с таким подходом отсутствия табу связано и то, что в Нидерландах подростков воспринимают не как неуправляемых существ, которых от взрослых отделяет целая пропасть в развитии, а как самостоятельных личностей.


США. Как уже упоминалось ранее, в США отсутствует централизованная система, отвечающая, за контроль подобных уроков, и как, где, как часто и кто будет вести эти уроки, решает каждый штат, а иногда и школа индивидуально. И часто преподаватели пропагандируют среди детей свои личные идеи, а не знакомят учеников с достоверными фактами.

И тем не менее, хочется упомянуть не относящийся к образованию прецедент – выход на Netflix сериала “Sex education” или, в российском переводе, “Половое воспитание”, над которым работали не только киноделы, но и врачи, педагоги, сексологи, чтобы он был действительно полезен для молодежи в вопросах, на которые не дает ответ школа и о которых стыдно спросить родителей.


Африка. Это негативный пример того, чего нельзя допускать ни при каких обстоятельствах. Для нас этот континент и его нравы – темный лес. Девушки в Африке выходят замуж и начинают половую жизнь значительно раньше, чем это принято в Европе. Например, в 1996 году 87% девушек в Нигере вступили в брак ранее 18 лет. Благотворительные организации пытаются изменить ситуацию, что очень затруднительно в условиях повсеместной бедности населения. В основном, этим занимаются организации “Помощь детям” и “Красный крест”. Ситуация в малоразвитых странах Африки действительно плачевная: так, в странах южнее Сахары с высоким риском более, чем одна из шести девочек-подростков в возрасте 15-19 лет рожали ежегодно, а приблизительно один ребёнок из семи, рожденных от этих подростков, умирал, не достигнув одного года. Стоит ли упоминать, что на контрацепцию и аборты у жителей часто банально нет денег, или же они с ней вовсе не знакомы. В таких условиях половое воспитание, естественно, не развито.

Азия. Китай, Япония, Филиппины, Таиланд, Малайзия – все это азиатские страны, где половое просвещение введено в школьную программу. В этих странах основной упор делают на изучение физиологии процесса. Впрочем, и этого хватает для того, чтобы школьники знали необходимый минимум и не рисковали здоровьем. Такие страны как Бангладеш, Пакистан и Непал наоборот полностью отказались от идеи введения секс просвета.

На сегодняшний день, по опросу по тому же ВЦИОМ 2018 года, 60% россиян поддерживают инициативу введения в российских школах уроков полового воспитания, но, как говорилось ранее, сделать это вовсе непросто. Попытки предпринимаются еще с 1991 года. В 1994 году на разработку программы власти выделили 2,5 миллиарда рублей, но из-за волнений в обществе, вызванных огромным процентом противников этой программы, она была сначала приостановлена, а потом и вовсе заморожена. В декабре 2014 года, когда снова заговорили о возможности введения этой программы, омбудсмен по правам ребёнка Павел Астахов сказал, в России никогда не будет курсов по сексуальному просвещению, так как это противоречит нормам морали, нравственности и традициям России. Если вспомнить еще и относительно недавний “Закон о защите детей от информации…” (подробнее с его содержанием  вы можете ознакомиться в статье “Недетская классика: как школьная программа нарушает возрастные цензы?”), то введение таких уроков противоречит его положениям. И тем не менее большинство современных подростков считают, что такие уроки в школах нужны. 

Нет точного ответа на вопрос, нужно ли нам половое воспитание в школах – есть только полемика людей разных взглядов, поколений и ценностей, которые уже на протяжение многих лет не могут прийти к общему решению, и сухая неблагоприятная статистика. 

Правильно или неправильно – однозначного мнения нет. 

А как считаете вы?