Monday, April 22nd, 2024

Оскары, канская премия и любовь: советское кино, которое мы потеряли

Мы живем в России уже более двадцати лет, однако след советского союза стереть не удалось до сих пор. Повсюду, в том числе и в кино, а возможно даже в первую очередь в кино.

Каждый новый год, за исключением пары российских фильмов, мы всей страной традиционно смотрим “Иронию судьбы или с легким паром” – фильм, вещание которого может прервать только президент. Каждый фильм стоит особого внимания, возможно грядет серия статей о кино, но начнем разбор с классики, во всех смыслах.

Советские фильмы получали Оскар. Многие из вас наверняка удивлены, ведь кажется, что на премии Американской академии кинематографических искусств и наук просто не могли признать достижение страны советов. Это было задолго до холодной войны, но связано с войной: речь идет об экранизации Сергея Бондарчука романа-эпопеи Льва Толстого “Война и мир”.

1963c Сергей Бондарчук и Вячеслав Тихонов на съёмках фильма Война и мир.jpg

Награда действительно заслужена, помимо того, что это одна из самых высокобюджетных картин в истории советского кинематографа, процесс создания кино был особенным. Создание картины заняло около 6 лет – действительно большой срок, достойный большого кино.

Как и все советское, фильм «Война и Мир» должен был продемонстрировать всему миру то, что в СССР технология кинематографии не уступает мировым стандартам. Удалось ли это ему – отчасти да. Технологию широкоформатного кино с пленкой более 35-мм тогда до конца не обкатал еще никто и “Война и мир” стал лабораторией для новых идей и разработок. 

Такой экспериментальный риск не мог обойтись без последствий. Разумеется, все снималось на отечественные камеры и пленку, которую, кстати, можно было использовать без ограничений. Однако съёмочная группа впоследствии страдала из-за низкого качества отечественной пленки и брака при проявке: некоторые сцены приходилось повторять по 30-40 раз. 

«Война и мир»

Пересъемке подвергались технически сложные батальные сцены с большим количеством статистов, когда за день получалось не более двух качественных дублей. Съемочную площадку приходилось освещать прожекторами даже днём, из-за этого работа над картиной так сильно растянулась. 

В  окончательный вариант всё равно попали кадры с браком — переснять их было уже невозможно.

Но это, конечно, никак фильма не испортило. Это все еще великая экранизация великого произведения, которую стоит увидеть хотя бы из уважения к труду тех, кто переснимал одни и те же сцены из-за брака в пленке. Что еще таит советское кино? Узнаем в следующих статьях.