Tuesday, April 23rd, 2024

Кислотная эстетика: история о том, как зарождался психодел

Psychedelic:

1) От латинского слова «psyche», означающего «ум», и от греческого слова «delos», которое означает проявить или пробудить: «пробудить разум».

2) Относящиеся к или характеризующиеся галлюцинациями, искажениями восприятия и осознания.

3) Препарат, который производит такие эффекты.

4) Художественный стиль под влиянием распространенности галлюцинаторных препаратов, особенно ЛСД, с типичными рисунками с абстрактными вихрями интенсивного цвета с криволинейной каллиграфией, напоминающей стиль модерн.

Психоделическое искусство обычно относится к искусству, на которое повлияли галлюциногенные наркотики. Однако это может также относиться к искусству контркультурного движения 1960-х годов. 

Движение было тесно связано с психоделической музыкой того времени. Оно было заметно как на концертных плакатах, так и на обложках альбомов.

Открытие наркотика ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты) и его последующей популярности в качестве вещества, который производит измененные состояния сознания, было в центре движения психоделического искусства.

Зависимость от ЛСД – признаки, эффективная реабилитация в Минске

Сан-Франциско в 1960-х годах был мировой столицей распространения контркультуры, где ЛСД  был ракетой для неизведанной вселенной восприятия и эстетики.  

Еще до того, как Сан-Франциско взорвался силой цветов, культурой хиппи, белыми кроликами и психоделическим искусством, этот наркотик сыграл более «отвратительную» роль в начале 20-го века в массовых манипуляциях.

Нацистские ученые были одними из первых, кто исследовал психофармацевтический потенциал ЛСД, после чего это сделали международные фармацевтические компании и, в конечном итоге, правительство США.

Изменяя сознание, ЛСД, псилоцибин и другие психоделические соединения были протестированы, чтобы определить, как они могут быть использованы в качестве нейро-медицинского военного оружия. Включая то, как солдаты на поле боя будут действовать, находясь в измененном состоянии сознания.

В 1938 году швейцарский химик доктор Альберт Хофманн был одним из первых, кто синтезировал ЛСД в пригодных для использования дозировках. Но даже он не осознавал его галлюциногенных свойств до 1943 года.

Хоффман: истории из жизни, советы, новости, юмор и картинки — Все ...

В послевоенные годы Совместное американское Агентство по разведывательным целям в Европе запустило операцию в сотрудничестве с бывшими нацистскими химиками. Во главе был лауреат Нобелевской премии Ричард Кун, который осознал, какую силу может иметь ЛСД в допросе советских шпионов.

Ричард Кун

Масштабы тестирования увеличилось: ЛСД стало инструментом контрразведки. В 1960 году гуру кислоты профессора Гарварда Лири и Ричард Альперт начали проект Гарвардского псилоцибина.

Матеус Лопес – Dream On

Первоначально чтобы решить, как «волшебные грибы», которые они обнаружили в Мексике, изменили ход человеческого сознания и подсознательное поведение. Серьезные исследования и статьи стали появляться в научных журналах.

По мере того, как кислота становилась все более распространенной, несмотря на опасения хромосомного повреждения и психоза, ЛСД быстро оказал невероятное влияние на альтернативную культуру: музыку, кино, моду, искусство и графический дизайн.

Визуальный язык психоделиков появился задолго до того, как был обнаружен препарат: некоторые опасные опиаты служили аналогичным целям. Калейдоскопические шрифты и графические модели конца 19-го века в стиле модерн, которые определяли молодежные культуры fin de siècle, являются непосредственными носителями психоделиков 60-х годов.

В 1920-х годах сюрреалистическое исследование ландшафта сновидений было также предвестником того, что станет психоделией в 60-х годах. В общем, корни психоделического дизайна уходят глубоко в другие альтернативные формы искусства.

Дориан Легрет 

В 1960-е годы за запуск движения «Психоделическое искусство» отвечали различные художники-плакатисты из Сан-Франциско, такие как Уэс Уилсон и Виктор Москосо. 

Уэс Уилсон был одним из самых известных дизайнеров психоделических постеров. Он изобрел стиль, который теперь является синонимом движения за мир, психоделической эпохи и 1960-х годов. В частности, он известен тем, что в 1966 году изобрел и популяризировал психоделический шрифт, благодаря которому буквы выглядели так, как будто они движутся или тают.

Уэс Уилсон
Уэс Уилсон

Виктор Москосо был графическим дизайнером, который позаимствовал для своих комиксов викторианские образы, модерн и поп-арт. Он использовал концепцию вибрирующих цветов для создания «психоделического» эффекта во многих своих произведениях.

Вибрация достигается за счет получения цветов с противоположного конца цветового круга, каждый из которых имеет равные значения (от темного до светлого) и интенсивность (яркость).

Виктор Москосо
Виктор Москосо

Психоделический стиль достиг пика в 1966-1972. Многие работы, особенно заметные в афишах концертов и событий, изображали сильную цветовую палитру обычно контрастных цветов, наряду с декоративными буквами и калейдоскопическими завитками. Искусство этого периода также отражало модерн и викторианские влияния.

Психоделическое движение оказало сильное влияние на художников комиксов, которые создали подпольный жанр искусства комиксов, известный как «подземный комикс». Роберт Крамб был одним из его сторонников.

Комиксы под влиянием психоделики носили сатирический характер и демонстрировали многие художественные черты других психоделических произведений. 

Роберт Крамб

Многие психоделические работы славятся своими визуально увлекательными стилями, но движение также породило значительные противоречия из-за его связей с запрещенными веществами. Плакаты для музыкальных фестивалей, например, Woodstock, являются типичными примерами плакатов психоделического искусства. 

Плакат фестиваля Woodstock
Обложка группы The Who

The Who и Jimi Hendrix Experience также представляли это течение на обложках своих альбомов.

 Jimi Hendrix Experience плакат

Психоделическое движение оказало влияние не только на музыку, но и на многие аспекты массовой культуры. Это включало стиль одежды, язык, искусство, литературу и философию.

https://twitter.com/CamRC_art/status/1249044412946096128?s=20

 Влияние оп-арта и поп-арта

Оп-арт, сокращение от «Оптическое искусство», – это стиль абстракции, основанный на геометрических формах, линиях и цветовых сопоставлениях для создания оптических иллюзий для зрителя. Получая популярность в 1960-х годах, такое искусство включало в себя узоры, сетки, изгиб или уменьшение объектов.
Бриджит Райли

«Поп» был термином, впервые примененным к массовой культуре, а не к искусству, но одной из целей движения поп-арт было стирать границы между «высоким» искусством и «низкой» популярной культурой.

Поп-арт был одним из главных художественных движений США в ХХ веке. Он впервые придуман в Британии в 1955 году, но неудивительно, что американцы с гораздо большим энтузиазмом и убежденностью взялись за дело потребителей и стали пионерами движения.

Поп-арт и поп-культура относятся к продуктам средств массовой информации, которые развивались в конце 1950-х и 60-х годов, а также к произведениям искусства, опирающимся на популярную культуру: упаковке, телевидению, рекламе, комиксам, кино.

Поп-арт пытался разрушить барьеры между высоким (старомодным) искусством и современной культурой.

Энди Уорхол

One Response

  1. Очень познавательно и интересно!Спасибо за статью, в которой я смог открыть для себя много нового!)

Comments are closed.