Thursday, March 28th, 2024

Отцы и дети: подростковое слово о школьной программе

Литературу как предмет любят не все. Сотни стихотворений об осени, классические формулировки “автор говорит читателю” давят на учеников. Takie Media спросили у подростков о проблемах школьной литературы. 

Какое произведение русской классики ты видишь не так, как преподносит его школьная программа?

– Я думаю, что такого нет. У нас очень хорошая учительница литературы, и мы никогда не занимаемся по учебникам, так как она считает, что там недостаточно информации и ничего не понятно. Если есть другая точка зрения и она доказана текстом, преподаватель не навязывает своё мнение. (Ирина Некрасова)

– Наверное, рассказ “Кавказ” И.А.Бунина. Школьная литература говорит о нем, как о какой-то любовной истории, но, как я думаю, все намного глубже: Бунин показывает последствия измены, что может случится с человеком, которому изменили. Об этом говорится в самом конце рассказа, но все действия главного героя на протяжении рассказа подводят к самому главному. (Елена Калинкина)

Рассказ Андрея Платонова «Юшка». Наша учительница литературы интерпретировала это как комментарий на тему милосердия. Мне кажется, там по сюжету просто издевательства над бедным стариком. Помню, мы тогда проходили целую серию подобных рассказов: А.Платонов, «Юшка», В.Шукшин, «Микроскоп» и «Чудик». И на каждом уроке, посвященным им, я была полностью или частично не согласна с позицией школьной программы. (Алиса Хоботова)

Что бы ты поменял в преподавании литературы в школе?

– В прошлом году с другой учительницей в конце триместра мы писали много сочинений и проверочных по произведениям, которые мы не проходили. Сейчас лишь после того, как мы разобрали произведение, мы пишем работу. Прошлая учительница всегда навязывала свою точку зрения и ставила двойки, чем убивала весь интерес к этому предмету. Теперь мы можем высказывать свою точку зрения, и она считается верной и допустимой, если мы ее докажем текстом. (Ирина Некрасова)

– Мне очень повезло с учительницей, поэтому меня практически все устраивает. Единственное, хотелось бы немного больше свободы в чтении. Читать и обсуждать не только то, что дает школьный учебник, а еще и выделять хотя бы один час в неделю на обсуждение прочитанной литературы лично каждым учеником. Ведь так будет намного интереснее, каждый будет делиться чем то новым, а не обсуждать одно и то же десять уроков подряд (Елена Калинкина)

– Меня не удовлетворяет концепция «прочти-выучи-оттарабань». Мне кажется, на таком уроке, где обсуждаются жизненно важные темы, должно быть гораздо больше взаимодействия и разнообразия. Больше проектов, творчества, просмотра фильмов и спектаклей, меньше нудных ответов на вопросы по содержанию. Школьников не приучишь к чтению, если посадишь их за парту и заставишь зубрить отрывок Евгения Онегина или Бородино. (Алиса Хоботова)

Какой текст/автора ты бы обязательно включил в перечень для прочтения?

– Я считаю, что мы проходим все, что надо и когда надо. Если тебе очень нравится литература, ты можешь ходить на дополнительные занятия или обсудить любимый текст его со своей учительницей: учителя любят, когда дети интересуются его предметом. Не всем в жизни нужна будет литература, поэтому в перечень для прочтения включены только те тексты, которые понадобятся всем, каждый должен их прочитать, даже если ты математик. (Ирина Некрасова)

– Я большой любитель научной фантастики/фэнтези, поэтому уверена, что далеко не все оценят мою рекомендацию. Однако я была бы рада, если бы в школьную программу (хотя бы летнюю) включили серию книг о Перси Джексоне Рика Риордана.

– Я заметила, что в школьной литературе практически нет современных и зарубежных авторов. Только что-то совсем незаменимое, вроде Конана Дойля и Шекспира. Как по мне, это урок именно литературы, а не русской литературы золотого века, и произведения должны быть всех жанров и стран. Честно, я была бы только за проанализировать на уроках Нила Геймана или «Дом, в котором…». (Алиса Хоботова)

Что из классики ты не считаешь нужным школьникам?

– Если бы мне задали этот вопрос в прошлом году, я бы назвала целый список литературы.. Но сейчас я не могу сказать, что какое-то произведение не нужно. Все, что даёт наша школа,  чему-то учит, что-то показывает, помогает понять автора, связать с его жизнью, найти детали, которые не все могут увидеть. (Ирина Некрасова)

– Насчет “лишнего” в школьной литературе сложно сказать, но первое, что приходит в голову – “Война и мир” Л.Н.Толстого. Ну уж огромный объем для школьников, которым и так нужно готовиться к экзаменам, ведь данное произведение проходят уж в старших классах. Намного логичнее было бы проходить более короткие повести и рассказы русских классиков, так как они важны не меньше той же “Войны и мира”. (Елена Калинкина)

– «Война и мир». Практически весь 10 класс посвящают этому произведению, что мне не совсем понятно. Это огромный роман, который не каждый взрослый осилит, что уж говорить о юношах и девушках, им это всё только мука и лишний стресс. Я люблю Толстого и его творчество, но считаю, что всё должно быть своевременно, и только маленький процент 10-классников может по-настоящему и полностью осилить эту книгу. (Алиса Хоботова)