Стрит-арт: искусство или вандализм?

Стрит-арт: искусство или вандализм?

Окраины Москвы и переулки Барселоны, мосты Мексики и небоскребы Токио — где бы вы ни находились, можно найти уличное искусство. Оно на заброшенных зданиях, автобусных остановках, дорожных знаках и мусорных баках.

Бывшее подпольное движение, борясь против статуса-кво, теперь стало далеким от хаотичной порчи общественных мест. 

Для многих стрит-арт вообще не является искусством. Но с течением времени менялись и образ уличного художника, и сами изображения. То, что не было приемлемым и понятным в прошлом, теперь признается и ценится миллионами. 

Ретна, Нью-Йорк, 2012. Flickr Commons.

Как все начиналось? 

Не всё уличное искусство включает в себя живопись. Это могут быть наклейки на поверхностях или вообще «бомбардировка пряжей» – ярнбомбинг (процесс, при котором художники покрывают деревья и телефонные столбы красочными волокнами и вязанием).

Уличное искусство также может быть выполнено с использованием трафаретов, где создатель повторяет изображение по всей поверхности, чтобы сделать какое-либо заявление.

Ярнбомбинг/oddee.com

Граффити, одно из самых ранних и известных выражений стрит-арта, начало появляться на стенах и автомобилях в 1920-х и 1930-х годах в Нью-Йорке. Обозначало оно деятельность уличных банд. Но влияние подрывной культуры было особенно заметно в 1970-х и 1980-х годах. 70-е и 80-е стали поворотным моментом в истории уличного искусства. До этого было время, когда движение только зарождалось.

Потом же оно трансформировалось в субкультурный феномен, который оспаривал социальную и политическую реальность.

Вскоре нелегальная деятельность начала эволюционировать в многочисленные формы художественного самовыражения, которые нашли путь к галереям и мировому рынку искусства.

widewalls.ch

К концу ХХ в. и началу ХXI в. уличное искусство превратилось в сложные междисциплинарные формы художественного выражения: от граффити, трафаретов, гравюр и росписей до крупномасштабных картин и уличных инсталляций. Можно с уверенностью сказать, что сегодня стрит-арт является значимой частью современного искусства. 

Одной из ранних звезд, появившихся на улицах, был Кит Харинг. Мальчик с раннего возраста развил любовь к рисованию, перенимая основные приёмы рисования у своего отца-мультипликатора.

Немалую роль сыграла и  популярная в те времена культура доктора Сьюза и Уолта Диснея. Он начал свое восхождение в качестве художника граффити в метро Нью-Йорка, но после нескольких арестов решил отточить мастерство в Школе визуальных искусств (SVA).

Кит Харинг, 1998/miracomosuena.blogspot.com

Вскоре Харинг подружился с Кенни Шарфом и Баскией. Они связались с людьми, владеющими новым уличным языком знаков, и вместе пришли к известности.

Кадр из фильма “Баския: Взрыв реальности”

Граффити 

Этот вид стрит-арта начинался как скромный вандализм, но быстро перерос в уникальную форму искусства, требующего огромного технического мастерства. Теги, вероятно, известны каждому. Мы видим их вокруг городов и поселков.

Когда граффити только появились, тэггеры рассматривали тэгирование как соревнование за то, чье имя встречается в городе наиболее часто. Многие сначала использовали стойкие маркеры в поездах метро, а затем перешли к распылению краски, поскольку их стили стали более сложными.

Так как граффити, по своей сути, является вызывающей формой художественного выражения и технически незаконны, в 1980-х годах начали отлавливать художников-нарушителей. Оттачивавшие этот стиль художники стали сильно рисковать.

Как правило, граффити-художники рассматриваются законодателями как вандалы или преступники. На самом же деле это страстные, откровенные и ориентированные на простую публику люди.

Граффити становится все более популярным в последнее время во многом благодаря Бэнкси.

Уличное искусство Бэнкси предназначено для освещения социальных и политических вопросов в прямом виде. Стиль Бэнкси минималистичен и часто использует другие элементы улицы.

Делая это, Бэнкси пытается создать впечатление, что изображение реально, а не просто набросок на стене. Благодаря работе Бэнкси и документальному фильму “Выход через сувенирную лавку”,  граффити стало мейнстримом. 

Работа Бэнкси в Венеции/esquire.ru

Граффити VS Стрит-арт 

Но чем уличное искусство отличается от граффити? Здесь возникает множество споров. И та, и другая формы публичного выражения не всегда делаются с разрешения владельцев собственности, что приводит к проблеме вандализма. Но уличного искусства есть более широкие цели, чем у граффити.

Можно сказать, что одно из главных отличий граффити от уличного искусства — это намерение. Считается, художникам граффити всё равно, как публика понимает их творчество. Они адресуют свои работы другим лицам, разделяющим их занятие, или определенной группе людей.

Для сравнения, уличные художники берут идеи и инструменты, связанные с граффити, и используют их для создания искусства, посылающего сообщение каждому. Они хотят, чтобы люди видели их работы. Их цель — вызвать обсуждение и реакцию.

Вандализм VS Искусство

Существует четкое различие между уличным искусством как актом вандализма и уличным искусством как художественной практикой. Вандализм является непростительным уничтожением собственности. А вдумчивое уличное искусство активно возрождает, оживляет и добавляет визуальный интерес к общественному пространству.

Уличные художники сегодня не ограничиваются самой улицей. Их полотна, многие из которых связаны с городским художественным движением, активно уклоняются от термина «улица» или «граффити».

Вместо этого они рассматривают свои работы как художественную деятельность, основанную на разных приёмах, осуществляемую в студиях, выставочных пространствах, а также на улице.

Подколокольный переулок, Москва

Уличное искусство в России

Граффити взлетело в СССР вместе с брейк-дансом, который прибыл в страну с хип-хоп фильмами, привезенными из США. Сегодня статус граффити в России по-прежнему остается серой зоной. За исключением патриотического искусства, граффити не одобряется государством.

1980-е 

В период перестройки развивающиеся советские субкультуры были в значительной степени изолированы от западного влияния: получение фотографий, журналов и видеоматериалов было затруднено, а общение с профессионалами ограничено.

В то время новая информация в основном просачивалась в страну вместе с фильмами VHS, такими как Beat Street и Stylewars, привезенными из-за границы друзьями и родственниками.

Эти фильмы сформировали образ хип-хопа как сочетание рэпа, брейк-данса и граффити. Американская уличная культура стала основой советской школы граффити и, вероятно, определила образ жизни молодых танцоров и художников на долгие годы.

Брейкдансеры первыми стали художниками граффити, часто создавая визуальные фоны для своих выступлений. Привлекающие внимание и нарисованные в характерном стиле, граффити иногда затмевали представления, конкурируя за внимание зрителей. 

Вадим Крыс из Латвии считается первым автором граффити в Советском Союзе. Тогда получение аэрозольной краски было нелегкой задачей.

В Риге был завод по производству аэрозольных баллончиков, что позволило Вадиму занять наилучшее положение, на которое мог рассчитывать советский автор граффити. Вадим активно распространял свое новое увлечение в городах и поселках, через которые он путешествовал. 

https://www.instagram.com/p/B-UWFzfir1-/

1990-е

90-е годы часто называют эпохой второй волны: в этот период молодые люди из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов путешествовали за границу и узнали о новом, не самом легальном способе художественного выражения и начали формировать небольшие художественные сообщества.

Фестиваль экстремальных видов спорта стал первым и самым важным местом сбора любителей граффити. Один из самых популярных художников эпохи, Антон Мэйк, начал увлекаться граффити в середине 90-х. Он стал одним из первых, кто принёс аэрозольный баллон в Московское метро.

Позже художник основал проект “Партизанинг” с Игорем Поносовым и Кириллом Кто, превратившись из граффити-писателя в городского активиста и исследователя социальных взаимодействий.

2000-е: первая половина

Журнал Spray It

К этому времени уличные банды уже использовали граффити в качестве инструмента самоутверждения. Уличные рисунки утратили политическое значение, которое они имели в середине 90-х годов. Ведущие художники начали устанавливать тенденции, которые будут прослеживаться в течение следующего десятилетия: стали появляться художники с характерными местными стилями.

Выпуск французского документального фильма Dirty Handz (1999 г.) и его продолжения (2001 г.) о “бомбардировках” (техника быстрого покрытия больших площадей – поездов, вагонов метро или городских улиц – рисунками) внесли свой вклад а развитие русского граффити и популяризацию общественного транспорта в стране.

В 2001 году вышел первый номер русского граффити-журнала Spray It, а через год московская команда ЗА4ЕМ выпустила первое российское видео о “бомбардировке”, сделав эту технику безумно популярной.

Даже сегодня “бомбежки” остаются самым популярным форматом граффити среди российской молодежи, в основном благодаря своей доступности и смелому образу, сформированному вокруг бомбардировщиков.

2000-е: вторая половина

К этому времени многие пожилые энтузиасты перестали быть активной частью русского граффити-сообщества. Образ граффити-искусства теперь формировали молодые художники, которые часто копировали увиденное в Интернете.

Сохранение имиджа как художника (поведение, внешность, социальные связи) получило приоритет над рисованием самого себя.

За это время уличное искусство достигло значительного успеха: некоторые авторы изменили свои стили, перестали просто помечать тегами и перешли к созданию более сложных работ, направленных на начало диалога с более широкой аудиторией. Паша 183 является одним из примеров такого перехода. 

Однажды группа московских художников воспользовалась аварийным тормозом, чтобы остановить весь пригородный поезд, и за короткое время пометила его сверху донизу.

Этот инцидент в поезде был зафиксирован журналистом, случайно оказавшимся внутри, и вызвал много шума в СМИ. После этого во всех пригородных поездах появились дополнительные меры безопасности, что усложнило будущие «взрывы».

2010-е

2010-е годы стали свидетелями широкого распространения граффити через Интернет, создания местной уличной одежды (включая одежду, разработанной специально для художников), а также почти полного исчезновения оригинальных стилей среди молодых граффити-писателей.

Российское сообщество граффити сильно пострадало от финансового кризиса 2014 года: цены на краски выросли, а активность субкультур замедлилась.

https://www.instagram.com/p/B-L-oiNHhZs/

Тем не менее, именно в это время самые продвинутые писатели попали в галереи и стали участвовать в выставках, сделав шаг от граффити к современному искусству, дизайну и т.д. Волна популярности уличного искусства породила десятки рекламных и патриотических рисунков по всей России.

Сегодня уличные художники получают официальные заказы и сотрудничают с галереями, что делает уличное искусство легальным.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *