Monday, May 20th, 2024

От идеи до читателя: круги ада, которые проходит рукопись до книжной полки

Издать свою книгу – заветная мечта многих. Смотря на тысячи книг в магазинах, кажется, “я, наверняка, смогу также, у них же получилось издать эту книгу. Чем я хуже?”

Но путь книги от записи пары строк в тетради до читателя, строчащего восторженные отзывы на “LiveLib” и “Лиterraтуре” намного длиннее и тернистее, чем большинство думают. С чего же он начинается?

Идея

Конечно же, все начинается с удачной и оригинальной идеи. Вдохновение может прийти откуда не ждешь. Например, Стивен Кинг написал свою первую изданную книгу “Кэрри” на спор со своим другом.

Они поспорили на 10 долларов, что Стивен сможет написать рассказ с точки зрения женщины, чего начинающий, на тот момент, писатель ранее не делал. Тогда Стивену было 20 лет и он подрабатывал уборщиком в средней школе города Брунсвика.

Убираясь в женской душевой, к нему пришла идея о завязке произведения, которая происходила в подобной локации.

Идея не требует развития. Вам придется продумывать концепцию книги, если это художественное произведение, то разрабатывать героев, их характеры, мотивации, неожиданные сюжетные повороты.

Подумайте – что вы хотите сказать своей рукописью? Будет ли в нем вывод? Мораль? Чем вы хотите привлечь читателя? Что в вашей книге особенного? Так, та же “Кэрри” не была бы так хороша, если бы не продуманный сюжет и фирменный стиль автора.

Написание

Вот самый значительный и важный этап создания произведения – собственно, само создание. Бывает даже такое, что книга с банальными идеей и сюжетом посредствам оригинального авторского стиля повествования становится интересной и необычной. Длиться данный этап может от месяца до многих лет.

Например, Стивен Кинг пишет одну книгу примерно за 4 месяца. А вот Мариам Петросян писал свою трилогию “Дом, в котором” на протяжении более чем 10 лет.

Бет Рэвис в благодарностях к своей книге “Ярче Солнца” писала:

“Стыдно признаваться, сколько раз эта книга переписывалась заново, но мне хочется поблагодарить своих родных за то, что прочли самый первый вариант.
И велели мне его выбросить. Спасибо им за прочтение следующей версии… Ее я тоже выкинула. Спасибо за то, что столько раз перечитывали первые главы. вас, наверное, под конец уже тошнило.” 

С первого раза написать книгу, если вы не гениальный писатель или уже известны и недобросовестны, так, что можете не так сильно беспокоиться о качестве – и так гонорар вы получите – практически невозможно.

Вы будите много раз перечитывать отрывки своей рукописи, переписывать их, дополнять и выкидывать ненужное. Поэтому большинство современных авторов печатают текст на компьютере и уже не используют бумажные носители.

Редактура перед отправкой в издательство

Если вам кажется, что вы закончили свое произведение и готовы уже отправить рукопись в издательство – вам кажется. Издательства имеют свои требования к оформлению работ, поэтому вам придется убедиться, что объем текста, форматирование, оглавление, оформление колонтитулов соответствуют заявленному издательству, в которое вы отправляете.

А, учитывая что большинство авторов отправляют рукопись нескольким изданиям сразу, вероятно, что требования у них могут быть разные.

Договор с издательством

По статистике, издательства публикуют не более 3% работ, которые им поступают. Часто в числе “пролетевших” оказываются талантливые писатели.

Таким образом, при жизни Говарда Лавкрафта не было опубликовано ни одно его произведение, а Стивен Кинг впервые издал свою книгу в 27 лет после того, как уже выбросил рукопись в урну, но его жена нашла ее, прочитала и заверила мужа, что он обязан дописать это произведение.

Стоит тщательно выбирать издательства, в которые вы собираетесь подавать заявку на публикацию и ни в коем случае не ограничиваться одним. Чаще всего выбирают:

Эксмо-АСТ – самое крупное издательство на российском рынке, занимающееся разноплановой литературой.

Азбука – в основном заинтересовано в издании серьезных романов и классических произведений.

Манн, Иванов и Фербер – занимается бизнес литературой.

Бомбора – non-fiction (мемуары, автобиографии, исследования).

Росмэн – детская и подростковая литература.

Феникс – книги для учеников вузов и школ.

Просвещение – учебная литература.

Некоторые авторы издают рукопись за свой счет, что стоит немалых денег и часто еще сложнее, чем заключить договор с издательством.

Чаще всего авторы сами обращаются к издательствам, но иногда происходит и наоборот. Например, на данные момент достаточно распространено издание рукописей, ранее опубликованных на wattpad и подобных порталах.

Также такое бывает при победе в литературном конкурсе, например, конкурс от издательства Росмэн “Новая детская книга”, победители которого получают публикацию своей книги, которая, в абсолютном большинстве случаев, продлевается до целой серии.

Редактура и Корректура

Казалось бы, это синонимы, но нет, редактура и корректура – две различные инстанции. Литературный редактор помогает довести произведение до ума, показывает автору недоработки его рукописи, помогает восстановить логику повествования и убирает стилистические огрехи. Герберт Уэллс говорил о работе редактора:

 “Ни одна страсть на свете не может сравниться со страстным желанием править чужую рукопись”. 

Так или иначе, редактор занимается поправками в самом тексте книги, корректор же исправляет ошибки грамматические, орфографические , поправит, где надо, размер полей, выделит абзацы и оформит по правилам колонтитулы.

Дизайн

На этом этапе разрабатывается макет будущей книги, с иллюстрациями, внутренним и внешним оформлением.

Обычно автор принимает участие в утверждении макета, последнее слово всегда остается за писателем, его должен всегда устраивать шрифт в книге, обложка и, если нужно, иллюстрации. Конечно же, издательство отталкивается и от бюджета и предоставленных ресурсов.

Верстка

Создание финального тиража на фабрике. Тысячи одинаковых страниц бегут по конвейеру, чтобы после собраться в тысячи одинаковых ваших рукописей, которые вскоре появятся на прилавках книжных магазинов по всей стороне, а если вам очень повезет, то и мира.

Договор с магазинами

Обычно этот этап предшествует верстке, но бывает и наоборот. Именно от объемов поставок в различные магазины зависит финальная прибыль и продажи. На этом же этапе обычно проводится и pr кампания вашей работы.

Так, при должных вложениях от издательства, ваша книга будет блистать на входе “Читай Города” под вывеской “Новинки!”, или появится на главной странице “My Shop”.

Продажа и прибыль

И вот, когда ваша книга финально появилась на прилавках, можно подсчитать прибыль. Она складывается из гонорара от издательства, авторских отчислений, если повезет, то и переизданий книг, продаж авторских прав (при переводе произведения на другие языки).

Не стоит забывать, что ваше имя на обложке книги может помочь вам найти работу в сфере преподавания или разработки сценариев, на чем, как не печально, заработать большие деньги может быть значительно проще.  

Отечественные авторы находятся в плачевном положении. Они зарабатывают сущие копейки, в сравнении с зарубежными писателями с таким же тиражом произведений. в России вы получите гонорар за книгу в 350 страниц, проданную тиражом около 6 тысяч экземпляров, около 40 тыс. рублей.

Чтобы зарабатывать, как Виктор Пелевин, 1 млн долларов за публикацию одной книги, вам придется упорно работать и делать себе имя самому.

Эта система крайне стесняет молодых авторов, вынужденных заниматься  не творчеством, каким им бы хотелось, а разрабатывать «коммерческие» сюжеты, чтобы заработать на жизнь. 

Путь писателя сложен и тернист. Нужна немалая выдержка чтобы подняться на высоту писательского искусства, мало кому это удается, и тем не менее труд и упорная работа над собой и своим творчеством всегда оправданы.