Sunday, March 3rd, 2024

Духи – это автограф личности: интервью с парфюмером Анной Агуриной

Казалось бы, зачем нужно заказывать индивидуальный парфюм, если на полках в магазинах стоит огромное количество духов на разный вкус и цвет. Но тем не менее, в России с каждым годом начинают набирать популярность ателье, создающие единственные и неповторимые ароматы.

Почему это происходит? Любовь к изделиям ручного труда приводит людей к этому? Или может быть желание показать свою уникальность? 

В любом случае, процесс выбора аромата, который идеально вам подходит, очень сложен и долог, а помочь нам в этом могут профессиональные парфюмеры, которые готовы создать для нас индивидуальный парфюм.

Как происходит этот процесс и можно ли научиться этому самому – узнаем от нашего специалиста Анны Агуриной. 

Парфюмер – это терпение, воображение и логика / "За кадром ...
Анна Агурина

Анна является создателем “Perfume Project” и коллекции парфюма “Aroma Music”. По образованию Анна является химиком-органиком, но любовь к ароматам привела ее в престижный Grass Institute of Perfumery ( Грасский институт парфюмерии ) , расположенный во Франции. Там Анна постигла парфюмерное искусство и продолжила свой творческий путь в Galimard.

Аккаунт Анны в инстаграме

Именно там она приступила к изготовлению духов “на заказ”, то есть совершенно индивидуальных и неповторимых. По возвращению в Москву, Анна продолжила их создание, только уже в своем собственном проекте “Парфюмер” и сейчас готова раскрыть завесу этой необычной специальности, которая только начинает набирать популярность в России. 

Анна Агурина

Анна, а что для вас парфюмерия? Согласны ли вы с тем, что она перестала быть искусством и превратилась в сплошную коммерцию? 

Для меня парфюмерия – это работа, а для большинства людей, которых я обучаю, которые любят духи – это развлечение. В ней есть что-то эфемерное, красивое, волшебное.

Многие люди думают, что в этом есть иллюзия, что ты создал аромат и он всем нужен, что это какое-то волшебное зелье. На самом деле я склонна разделять мнение французов, которые считают, что парфюмерия – это ремесло, потому что она не может быть искусством изначально. У  нее есть продукт, который имеет конкретное значение. Парфюмерия может пересекаться с искусством, но не быть им. 

Аромат-талисман: барнаульский парфюмер о том, как найти себя

Ну например, есть изобразительное искусство и есть дизайн. Стул тоже может быть красивым, но это же просто объект , который нужен для того, чтобы сидеть. Но если мы не сможем этого сделать, хоть это и самый красивый в мире стул, то он нам будет не нужен. 

Мы в парфюмерии ценим и функциональность, и красоту, а в искусстве, например, функциональность не нужна. Если духи не держатся, если духи обладают аллергенами, то их нельзя ни продавать, ни носить. Понимаете, да? 

Парфюм по вашему заказу

Интерес заключается в том, что есть люди, которые делают духи как предмет гигиены, а есть парфюмеры, которые могут найти в любом деле “искру божью”.

Нужно найти такой сюжет, такое сочетание и такую олфактивную форму, которая будет заставлять людей мечтать и пребывать в волшебном мире.

Для меня парфюмерия – это поиск волшебного в многообразии форм и сюжетов.

Что для вас служит вдохновением в создании индивидуального и непревзойденного аромата? Долог ли данный процесс ?  

Индивидуальные духи я начала делать во Франции. Это была моя первая работа. Тогда я была сотрудником в компании Galimard.

Там я должна была делать духи для небольших компаний, студий и духи для индивидуальных клиентов. Это оказалось очень увлекательно и я поняла, что именно это действие мне подходит.

Анна Агурина

Я очень коммуникабельный человек и мне нравится слушать людей, их истории. Но! Большинство людей никак не могут общаться на тему парфюмерии, потому что когда мы говорим об ароматах, то нет ни одного слова, которым мы бы могли охарактеризовать их.

Говоря о ванили, мы произносим “сладко”, но это ведь вкус, а не запах. Заказчик может только передавать абстрактные идеи , поэтому чтобы создать аромат остается дать послушать ему ноты, предварительно отобрав те, которые возможно ему понравятся. 

Таким образом мы создаем палитру, те ингредиенты из которых я должна собрать что-то красивое. Причем то, что будет нравиться не только мне, но и другому человеку. 

Именно поэтому я люблю эту работу. Каждый раз этот процесс заставляет меня размышлять. Знаете, это как дать задачку математику или холст художнику и попросить нарисовать картину на очень абстрактную тему.

То же самое, что сказать “нарисуй подсолнухи, только без желтого цвета”. Именно тут начинается полет фантазии. Я обожаю этот процесс. 

Моя мотивация – собственное развитие и понимание другого человека. Это тот момент, когда надо зайти дальше, чем просто слова. Надо прочувствовать его прошлый опыт, понять что же поистине ему нравится , а не то, чем человек “обусловлен”.

Согласны ли вы с тем, что с помощью аромата можно очень много рассказать о себе, поведать какую-то историю? 

Не совсем согласна с этим. У меня есть блог “Perfume Project” в инстаграме. Там более 10000 читателей. Я веду его больше 5 лет. Я знаю людей, которые любят духи. Я научилась понимать их за время ведения  блога. 

https://www.instagram.com/p/B-P5DCJCdt4/

Это произошло благодаря обратной связи моих читателей. Для меня очень интересны их комментарии, высказывания. Я пришла к выводу, что у большинства людей не бывает лояльности к одному аромату. Обычно люди любят в среднем 3-4 аромата, а бывают случаи, когда им импонируют 20-30 ароматов сразу, и все они стоят у них на полках.

Некоторыми пользуются 1-2 раза в год, некоторыми раз в месяц, а некоторыми вообще каждый день, пока флакон не закончится и пока не наступит полное пресыщение. 

Одним словом, если у человека есть 10 “активных” ароматов, то что я тогда могу о нем рассказать, если каждый аромат совершенно разный. 

Тут вопрос не про то, что духи рассказывают про тебя, а про то, как духи могут объединяться с твоим ментальным состоянием . 

Приведу пример! Если я просыпаюсь утром и чувствую, что мне не хватает энергии, то я начинаю пить кофе. Кофеин дает мне своеобразный заряд энергии, бодрости. Я пью свежевыжатый сок. Я делаю зарядку. Принимаю контрастный душ.

И когда я выхожу, то мне вновь хочется такого же состояния бодрости. Поэтому я и не выбираю в таком случае восточные, тягучие ароматы. Это не то, что мне нужно. Я выбираю цитрусовые,  свежие. 

И именно таким образом аромат может рассказать о моих потребностях, (но не про меня самого!). 

Хотя можно сказать, что мы и есть наши потребности. Тогда уже стоит говорить о том, что чем больше у человека духов, чем больше он их коллекционирует, тем больше состояний он может отобразить через призму ароматов. 

Поэтому я могу сказать, что духи – это своеобразное питание для человека.

Вы окончили элитный Грасский институт парфюмерии в 2012 году. А есть ли подобные учебные заведения в России? Есть ли возможности развиваться в данной сфере? 

Когда в 2011 году я поступала в Грасский институт парфюмерии, то в России ничего не было. Когда я его закончила  и отработала несколько лет во Франции, а потом вернулась обратно, то появилась школа парфюмерии в Санкт-Петербурге.

Но на мой взгляд она не является эквивалентом образования в Европе. Чтобы преподавать на том же уровне нужно обладать знаниями тех же методик, а в Питерской школе методики самобытны. Они разработаны теми людьми, которые там живут и которые видят парфюмерию своими глазами.

Их можно назвать своеобразной сектой, так как они отделились от парфюмерии, придумали свои законы и правила, на которых и функционирует их школа. Я не говорю, что это плохо. Просто это сильно отличается от Франции.

Соответственно, когда я вернулась в Россию в 2015 году Грасский институт аккредитовал меня как преподавателя.

Прошло время, а института в России так и не появилось, поэтому, по сути, я преподаю здесь от Grass Institute of Perfumery на краткосрочных курсах. Поэтому получается, что мои русские студенты платят во Францию, получают сертификат из Франции, но в России, как и прежде, ничего нет. 

Почему же ничего не открывают? Думаю, что потому что даже во Франции те люди, которые выпускаются, не могут найти работу. Выпускается в среднем 30 человек, а рабочих мест мало.

Даже если рассматривать работу в маркетинге, аналитике, химии, то люди в таких количествах не нужны. 

Но почему же тогда многие стремятся быть парфюмерами? Наверное, все дело в потребности людей развивать свой собственный бизнес. Например, у них уже есть свои салоны красоты, а еще появилось желание открыть студию для создания индивидуальных ароматов. Или есть бизнес по аромапсихологии.

Их клиентам очень интересно получать что-то такое, что можно забрать с собой. Не просто мысли и идеи, но и материальный объект. Есть владельцы бутиков, которые хотят лучше разбираться в своем ассортименте и дополнять его интересным парфюмом. Или, например, создавать новую продукцию на площадке своей компании. 

Интервью с учениками Анны Агуриной ~ Интервью

Для этих людей существуют краткосрочные курсы. Они проходят в России, Китае, во Франции, непосредственно в институте. Но там они стоят значительно дороже, наборы происходят реже, а обучение происходит исключительно на английском языке. Поэтому курсы в России и пользуются такой популярностью. 

 В 2015 году вы получили официальную аккредитацию преподавателя в данном университете. Также у вас есть семинары по парфюмерии, которые успешно проводятся во многих европейских странах. Есть ли какие-то советы молодым парфюмерам? 

На мой взгляд, даже я с трудом могу назвать себя хорошим парфюмером. Правильнее назвать меня “стандартным” парфюмером. Парфюмер – это не тот, кто имеет диплом классного учебного заведения, а тот, кто умеет создавать ароматы.

А чтобы их создавать надо постоянно практиковаться. Вот физически сидеть и делать, собирать формулы и смотреть что получается. Только в практике достигается знание. 

https://www.instagram.com/p/B9dxYKfnUOo/

Соответственно, если ты молодой парфюмер, то скорее всего у тебя мало практики. Единственное, как можно эту проблему исправить – прак-ти-ко-вать-ся ! 

Но тут возникает проблема. Когда ты учишься в парфюмерной школе, то каждую неделю тебе дают определенное задание. Надо много размышлять. Происходит, так называемый, “мозговой штурм”.

Но в школе можно общаться с коллегами, обсуждать, а когда ты работаешь один, то нет никого, кто бы тебе давал эти задания. Тебе нужно самому это придумывать, оценивать и быть мотивированным на работу. 

Но на этой стадии начинается столкновение волшебства парфюмерии с реальностью. Реальность заключается в том, что ты работаешь в одиночку, ну или в лучшем случае у тебя есть один партнер с которым ты можешь работать сообща. Это очень нужно и важно, чтобы был человек, который сможет посмотреть на твою работу со стороны.

Ведь, когда ты работаешь один, то ты находишься “внутри” сюжета, ты не можешь увидеть свои очевидные ошибки. То же самое, как у психолога. Когда человек приходит к нему на первый сеанс, то психолог в первые же 10 минут понимает корень проблемы, но не может рассказать об этом, так как клиент должен понять все самостоятельно. Ему надо самому дойти до этого.

Тут такая же история. Нужно самому искать свои ошибки, анализировать и исправлять их. 

Поэтому молодым парфюмерам я могу пожелать терпения и мотивации. Потому что для того, чтобы перестать быть “молодым” надо практиковаться, а для этого нужна усидчивость, вера в себя и немножечко удачи. 

Все-таки многие классные духи появились благодаря тому, что человеку просто повезло.

https://www.instagram.com/p/B85nYv8HTmg/

Стоит только вспомнить Chanel 5, когда лаборант положил альдегиды в неправильной дозировке, а получился такой интересный аромат, который, опять же, стал популярным благодаря удаче.