Friday, March 29th, 2024

Недетская классика: как школьная программа нарушает возрастные цензы?

За время обучения в школе на уроках литературы мы знакомимся с десятками, а то и сотнями различных литературных произведений разных жанров и стилей: стихами, пьесами, повестями, романами.

Естественно, литература, которую ученики проходят, к примеру, в 6 и в 11 классе разительно отличается, что обусловлено, в основном, разницей в возрасте читателей, ведь кому в 11 классе будут интересны “Уроки Французского” Валентина Распутина? А кто в возрасте 12 лет поймет “Войну и мир”?

Но интерес или его отсутствие у читателей – это даже не основная причина подобных отличий. На территории России с 2010 года действует федеральный закон “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию”, в тексте которого представлены весьма четкие рекомендации о том, какую литературу можно читать детям в возрасте до 6, от 6 до 12, от 12 до 16, от 16 до 18 лет и уже взрослым людям.

Так, в литературе с маркировкой 6+ могут быть представлены не натуралистичные изображения смертей, болезней, насилия, которое должно строго порицаться автором. 

Детям старше 12 лет предлагается ознакомиться с книгами, содержащими все те же смерти и насилие без подробностей, схематичное описание любовной связи между мужчиной и женщиной, употребление запрещенных веществ, также как алкоголя и курения осуждаются. 

Достигшим 16 лет уже можно читать о катастрофах и смертях, но, все также, без подробностей, имеют место быть все те же сцены вредных привычек с осуждением со стороны автора. Из нового, может присутствовать брань, но не матерный лексикон, а также сексуальные сцены без анатомических подробностей. 

Ценз 18+ присваивается книге в случае натуралистического описания смертей, болезней, катастроф и подобных им кровавых действ, не осуждаемое употребление алкоголя и наркотиков, сцены, по мнению редакторов, призывающие к суициду, подробные описание отношений сексуального характера, нетрадиционные отношения  и нецензурная брань. Если в книге есть мат, то на обложке должно быть об этом указано.

От себя добавлю, что последняя норма не соблюдается от слова совсем. Из личного опыта могу рассказать о прекрасном романе Джонатана Сафран Фоера “Жутко громко и запредельно близко”, где присутствовал и матерный лексикон, и натуралистичные сцены сексуального характера. Тем не менее книга издается под маркировкой 16+ и не имеет никаких предупреждающих знаков на обложке.

Но одно дело роман, купленный вами и прочитанный в магазине по собственному желанию, и совсем другое – книги, которые вы обязаны прочитать по предписанию школьной программы. Вот некоторые повести, рассказы и романы,  возрастная маркировка которых достаточно спорная:

Н.В Гоголь “Тарас Бульба”

Этот роман Гоголя – одно из первых произведений, которое вспоминается, когда говорят о спорных возрастных ограничениях. На сегодняшний день роман включен в программу обязательного изучения в 7 классе, когда ученики достигают возраста 13 лет, то есть он должен издаваться с маркировкой 12+. Нелогично.

Роман о казаках, демонстрирующий большое количество жестокости по понятным причинам стоит на полочке для людей старше 16 лет. Возникает закономерный вопрос к составителям школьной программы – как же так вышло, что при таких четко прописанных в законе рекомендациях, книга 16+ является обязательной для прочтения лицам в возрасте 13 лет?

Это не значит, что дети не поймут книгу, это значит лишь, что составители программы противоречат сами себе, включая “Тараса Бульбу” в программу 7 класса.

Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”

Даже те, кто никогда не читал это классический роман Достоевского знает, что Раскольников убил старуху-процентщицу. Далее представлен отрывок из романа:

“Удар пришелся в самое темя, чему способствовал ее малый рост. Она вскрикнула, но очень слабо, и вдруг вся осела к полу, хотя и успела еще поднять обе руки к голове. В одной руке еще продолжала держать «заклад». Тут он изо всей силы ударил раз и другой, всё обухом и всё по темени.

Кровь хлынула, как из опрокинутого стакана, и тело повалилось навзничь. Он отступил, дал упасть и тотчас же нагнулся к ее лицу; она была уже мертвая. Глаза были вытаращены, как будто хотели выпрыгнуть, а лоб и всё лицо были сморщены и искажены судорогой.

Он положил топор на пол, подле мертвой, и тотчас же полез ей в карман, стараясь не замараться текущею кровию, – в тот самый правый карман, из которого она в прошлый раз вынимала ключи”.

Книгу проходят в 10 классе, и в целом претензий здесь особо быть не может – если человек все свои 16-17 лет жизни не прожил в изоляции от окружающего мира и его жестокости, его данная сцена не должна шокировать, вот только сегодня вы можете данный роман на полке с маркировкой не 18+, и даже не 16+, а 12+, то есть, по мнению цензоров, роман больше подходит ученикам 7 класса, чем описанный ранее “Тарас Бульба”.

Л.Н Толстой “Анна Каренина”

Помимо основного закона о защите детей от информации существуют еще рекомендации роспотребнадзора, где указано, что несовершеннолетним лучше не читать произведения, где описаны суицидальные действия и отрицание семейных ценностей со стороны автора. Впрочем, данную рекомендацию полностью разрушает Анна Каренин в одноименном романе Льва Николаевича Толстого, прыгнув под поезд, что, является самым известным ее действием за весь роман.

Естественно, это ни в коей мере не призыв к суициду, но явно действие, противоречащее предписанию “сверху”. Также Анна Каренина была не особо “хорошей женой”, правда, никому и не в домек, что Лев Николаевич таким образом не пропагандировал подобной ей образ жизни.

Семейные ценности в классическом понимании отрицаются в другом произведении автора, “Крейцеровой сонате”, не включенной в список обязательной к прочтению литературе в школе.

И.А Бунин “Кавказ”

Те же рекомендации роспотребнадзора, что и Анна Каренина, нарушает скромненький рассказ Бунина “Кавказ”, в котором вы увидите и прелюбодеяние, и суицид. Произведение читается в 8 классе в обязательном порядке. 

“Он искал ее в Геленджике, в Гаграх, в Сочи. На другой день по приезде в Сочи, он купался утром в море, потом брился, надел чистое белье, белоснежный китель, позавтракал в своей гостинице на террасе ресторана, выпил бутылку шампанского, пил кофе с шартрезом, не спеша выкурил сигару. Возвратясь в свой номер, он лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов.”

И.А. Бунин “Легкое дыхание” и А.И. Куприн “Суламифь”

Оба эти произведения отличаются акцентами на весьма и даже слишком полном описании внешности несовершеннолетних девушек и сексуальной тематикой для аудитории, которой предстоит читать эти произведение (6 и 8 класс).

Оба произведения имеют маркировку 6+, несмотря даже на то, что главная героиня “Легкого дыхания”, Ольга Мещерская была совращена взрослым мужчиной, что уж точно противоречит возрастной маркировке. Стоит отметить, что оба произведения не являются обязательными к прочтению, а даны в качестве рекомендаций.

При желании, в современной школьной программе по литературе можно найти еще много подобных допущений, например “Тихий Дон” Шолохова и “Тысяча и одна ночь”, которая вообще подается как произведение для детей начальных классов, что ни в коей мере не делает эти книги “плохими” или “неподобающими”.

Данный факт лишь ставит под сомнение логичность действующих на данный момент системы возрастных цензов и школьную программу, их логичность и обостряет противоречивость между собой.