Вагины, платья и талант: что нужно знать о лучших художницах истории?

Даже в 21 веке остаются люди, убежденные в том, что женщина не может быть талантливой художницей. Однако история культуры испокон веков доказывает, что искусство не ограничивается гендерными рамками.
Джорджия О’Киф и цветы-вагины, Соня Делоне и ее собственная выставка в Лувре, Артемизия Джентилески, первая художница, которая стала членом Академии живописного искусства во Франции: все они являются лишь малой частью женщин, внесших огромный вклад в развитие культуры.
Кто они? Читайте ниже!
Артемизия Джентилески
Эта девушка стала самым известным караваджистом в истории искусства.
С самого детства девушка шла против общественных правил. В молодости она судилась с изнасиловавшим её художником и, что самое удивительное, выиграла суд (тогда ему дали год тюрьмы).
Многие говорят о феминистских идеях в её творчестве, в особенности в полотнах “Сусанна и старцы” и “Юдифь и Олоферн”. Последнюю вы возможно видели на выставке в Пушкинском музее в феврале 2019 года.

Джентилески работала под покровительством семейства Медичи, была знакома с многими известными художниками 16-17 века, работала в Лондоне и создавала фрески в Неаполе.
При жизни она также была известной и уважаемой художницей – именно она стала первой женщиной, избранной в члены Академии живописного искусства Франции.

Софонисба Ангвисолла
В детстве все девочки в её семье занимались живописью, но большого и громкого успеха в искусстве удалось достичь только ей.

С 27 лет она работала при дворе Испанского короля Филиппа 2. По законам Испании 16-го века, женщина не могла официально занимать пост придворного художника. Софинисба была назначена “придворной дамой королевы”, однако именно она выполняла все портреты королевской семьи.
Вернувшись в Италию, Софонисба занялась обучением молодых художников.
Одним из ее учеников был Антонис ван Дейк, позже ставший не менее известным художником, чем его покровительница. Самый известный портрет Ангвисоллы принадлежит именно его кисти.

Элизабет Виже-Лебрён
Элизабет Виже-Лебрён прославилась своими портретами Марии-Антуанетты.
Благодаря ей появился более неформальный образ королевы: легкое платье и соломенная шляпа с лентой. Шляпки правительницы буквально завоевали модный Париж того времени.

Элизабет была принята в члены Королевской академии живописи и скульптуры. Однако география работ Элизабет не ограничивается Францией. В поездках по Европе она писала портреты аристократов и королевских особ. Приехав в Россию, Виже-Лебрён также создала портреты императорской семьи.

Берта Моризо
В 1874 года стала участницей первой выставки импрессионистов в мастерской французского фотографа Надара. До этого она успешно участвовала во многих Парижских салонах.

Художественное образование она получила у Камиля Коро, но принципы барбизонской школы в её творчестве сменились влиянием импрессионизма. “Первопроходец женского импрессионизма” – так называют Берту искусствоведы.
Девушка создавала небольшие по формату работы: пейзажи, интерьеры, камерные портреты: чаще всего друзей и членов семьи.

Ее палитра не отличалась буйством красок, как у многих импрессионистов, однако коллеги называли её “виртуозом цвета”.
В 1892 году состоялась её первая персональная выставка – успех и признание для художницы-импрессионистки в то время.
Соня Делоне
Приехав в Париж и разочаровавшись академичностью преподавания, она прошла обучение музеями и частными галлереями.

В 1911 увлеклась кубизмом, сотрудничала с Дягилевым, создавала иллюстрации к литературным произведениям. В 1920, вернувшись в Париж, открыла собственное ателье.

Участвовала в Международной выставке декоративного искусства. Её имя неразрывно связано с направлением арт-деко. Она привносила в жизнь города частичку искусства через свои костюмы, воплощая смелые экспрессионистскип и абстракционистские идеи в принтах для ткани.

Соня Делоне стала первой художницей, удостоившейся персональной выставки в Лувре.
Анна Голубкина
Девушка стала одной из самых известных скульпторов России рубежа 19-20 веков.
После обучения в Москве и Петербурге она отправляется в Париж, где работает с Огюстом Роденом, многое перенимая от своего учителя. В это время создана работа “Старость”, награжденная бронзовой медалью на Парижском салоне.

После возвращения в Россию преподавала в пречистенских рабочих курсах и ВХУТЕМАСе. Создала скульптурные портреты литераторов, в том числе Льва и Алексея Толстых. Москвичам Голубкина известна горельефом “Пловец” на здании МХАТа

Наталья Гончарова
Наталью Гончарову называют мастером раннего русского авангарда.
Изначально она поступала на скульптора, но по совету Ларионова перешла на отделение живописи. Вместе с Михаилом Ларионовым участвовала в выставках Бубнового Валета, футуристских акциях. Часто перенимала увлечения Ларионова, например лучизм.
Однако, в её версии ларионовские идеи всегда приобретали немного другой, самобытный характер.
Как и многие российские авангардисты, Наталья . увлекалась лубком, недавно “открытыми” древнерусскими храмовыми росписями (например, спаса на нередице) и северными иконами. Эти интересы проявились в полиптихе “Евангелисты” и эскизах к непоставленному балету “Литургия”.

Гончарова много работала с Сергеем Дягилевым. После очередного выезда для работы с антрепризой в Россию, художница уже не вернулась.
В Европе, кроме живописи, Гончарова также сотрудничала с домом мод, создавала стилизации национальных орнаментов. Гончарова застала удивительный период в истории: от становления русского авангарда до открытия космоса.

В 50-х она создала космическую серию: взгляд землянина на только что открывшуюся фантастику.
Джорджия О’киф
Американская художница, известная, в основном, своими картинами с цветами. Кроме потрясающе эмоциональных растений, она часто писала пейзажи пустыни и абстрактные полотна, приближающиеся к музыке.
Выставлялась в Чикаго и Нью-Йорке, была избрана членом Американской академии искусства. Полотна О’киф нередко используются как феминистские символы, играю на сопоставлении цветка и человеческого тела.

Заха Хадид
Жещнина вошла в историю мировой культуры как выдающийся архитектор, изменивший нашу реальность своими проектами.

Сама Хадид говорила, что настоящий интерес к архитектуре в ней пробудила постройка музея Гуггенхайма (автор проекта – Фрэнк Гери) – здания, вот уже полвека восхищающего своей продуманностью и неординарностью.

Сама Хадид известна по Дворцу Водных Видов Спорта для олимпиады в Лондоне, центру Гейдара Алиева и художественному музею Мичиганского университета.


Работая в направлении деконструктивизма, Заха Хадид изменяла привычную нам форму, отменяла углы, геометрию и перспективу. Кроме выдающихся зданий она создавала инсталляции и даже коллекции мебели.

Эти безусловно талантливые женщины – лишь малая часть мировой истории культуры.
Многие из них вызывали разногласия и споры, однако они смогли прочно внести себя в художественную культуру мира. Посмотрим, каких художников преподнесет нам будущее!