Friday, March 29th, 2024

Из дневника работника общепита

Давайте откровенно! Вы часто задумываетесь о том, каково быть сотрудником сферы услуг? С точки зрения гостя все довольно просто: мы приходим в любимую кофейню с «эстетичным» видом из окна, затем создаем некую иллюзию занятости серьезным делом. Обычно это просмотр видео на YouTube, обработка фотографий для социальных сетей или обсуждение нового шоурума на Цветном Бульваре.

Сохранится ли на лице гостя доброжелательная улыбка, которой он одарил бариста, если к нему подойдет сотрудник в фартуке, чтобы забрать грязную тарелку. Какими будут ваши дальнейшие действия? Вы поблагодарите работника кафе или отнесетесь к нему как к некой недостойной, выбивающейся из «нормального» общества личности? К большому сожалению, контингент кофеен в центре Москвы зачастую действует по второму сценарию. 

Скоро будет годовщина моих отношений со сферой общественного питания. Как и в любом браке, мы вместе пережили падения (порой буквальные) и взлеты: уборка в кафе до часа ночи, работа в дружном и не слишком коллективе, а также столкновения с разными типами гостей. Теперь, чтобы посмотреть на себя со стороны, не надо проходить тесты на Woman.ru – достаточно пообщаться с любым сотрудником сферы услуг. Мир больше не будет прежним, а перед глазами откроется «бестиарий» из гостей всех «мастей». 

Рассчитывать на человеческое отношение к себе от большинства, можно только готовя напитки или стоя на кассе. Однако, если твое положение по «иерархической лестнице» сотрудников находится на мойке — ты автоматически превращаешься в «отверженного».

Если вы читали роман Вероники Рот «Дивергент» или смотрели его экранизацию, то вам знакомы фракции и одна выбивающаяся из них группа – «изгои». По-человечески к ним относились только люди из фракции «отречения». Параллель провести нетрудно, особенно, когда в большой компании найдётся только один человек, который не посмотрит на тебя с высокомерием или даже осмелится сам положить свою тарелку в корыто для уборки.

Причем до этого компания могла приятно общаться и, можно сказать, кокетничать с девушкой за барной стойкой, но вручи ей тряпку для столов — и ее образ резко теряет ореол очарования для гостей. 

Не знаю, выработалось ли это с опытом работы или это все же врожденная способность, однако, уже с первых секунд я могу проанализировать только что зашедшего в кофейню человека. В процессе удается либо подтвердить, либо опровергнуть свои догадки. Со временем учишься разделять людей на типы, как бы грустно это не звучало. Почему грустно? Потому что только пятнадцать процентов из ста могут оставить после себя приятное «послевкусие». 

Наверное, многим уже не терпится узнать о каких же типах людей идет речь? Итак, дамы и господа, представляю вам часть длинного списка: 

«Восходящая звезда соц.сетей»: на первый взгляд милая и весёлая девушка, которая пришла с занятий по йоге в свою любимую кофейню за матчей на миндальном. На самом деле она «недоблогер», ведет страницу в социальных сетях, где натягивает приторную улыбку и создает иллюзию уравновешенности и доброжелательности. Однако никто из ее многочисленной публики (из мамы и парня) не узнает, как она будет «сохранять спокойствие», если поймёт, что молоко, на котором приготовлен ее напиток, не прилетело первым рейсом с Альпийских гор. 

«Путешественник во времени»: мужчина средних лет, кажется, мысленно оставшийся в 90-ых. Обычно он заходит в кофейню с молодой, но не отличающейся особым интеллектом пассией (это заметно по особому отпечатку умственных способностей на гладком от ботокса лице). Он с надменным выражением лица заказывает латтЕ в самом большом объеме. Все-таки хочет произвести впечатление на даму и, безусловно, на самого бариста. Гость демонстративно достаёт свой портмоне с исключительно пятитысячными купюрами, долго листает их (как будто бы хочет найти банкноту с меньшим номиналом), но в конечном итоге протягивает заветную красненькую бумажку. На просьбу немного подождать, пока кассир сходит за разменом, «путешественник» реагирует агрессивно: обзывает всех сотрудников глупыми и бездарными, поскольку ему придется потратить две минуты жизни на ожидание сдачи вплоть до копеек. 

«Цветы жизни»: дети. Это, пожалуй, самый беспощадный тип из всех. Даже Наполеон был менее тщеславен и высокомерен при завоевании мира, чем подрастающее поколение. Зачастую, это та самая «золотая молодёжь», которая прожигает взглядом не только сотрудников, но и всех посетителей, на столах которых не лежит яблочный девайс последней модели. Чаще всего их выбор падает на «карамельный фраппе» 0,5. Напиток должен быть обязательно приготовлен на обычном молоке — лишние 50 рублей на дороге не валяются. При оплате на их карте будет недостаточно средств, поэтому они нервно начнут звонить маме, испытывая при этом невероятный стыд. Они быстро и грубо прошепчут, чтобы как можно меньше человек услышало те самые 5 слов: «Мам, скинь пятьсот рублей, срочно!». Деньги поступят на счет почти мгновенно, но произвести «вау» эффект на публику в этот раз, увы, не удалось.

«О, Вы из Парижа?»: среди представителей старшего поколения тоже встречаются «звезды». В кофейню может зайти статная и воспитанная женщина в перчатках и с красной помадой на губах. Она возьмет американо с каплей молока и круассан (он напомнит ей о Франции). Её движения очень плавные, а улыбка не сходит с лица. Сидя за столиком, она пьет бодрящий напиток и глядит в окно. На фоне её изящного образа грязная тарелка выглядит неуместно. Девушка в фартуке обязательно заметит столь нелицеприятную картину и в ту же минуту подойдёт к милой даме, стараясь не привлекать к себе внимания. Как-никак отвлекать пожилого человека от фантазийных прогулок по Парижским улочкам – дурной тон. Тихо, незаметно, почти на носочках работница общепита попросит забрать у «парижанки» тарелку. На это «французская дама», незамедлительно ответит в духе «эмоциональной испанки»: «Вот вас где таких бестолковых понабрали? Куда не пойдешь одни студенты, которые ничего не понимают. Вы не видите, что я ещё не закончила? У вас нет чувства такта? Я позову вас, когда мне будет нужно, не надо над душой стоять!». После такого монолога без намека французской интеллигентности образ милой незнакомки за 70 перестает быть таким милым. Невольно рождается новая ассоциация – чеховская Любовь Андреевна Раневская.

Это только часть прописанных мной «прототипов». Автор не разделяет людей на злых и добрых, в каждом присутствует и то, и другое только в разных пропорциях. Всё зависит только от нас и выбора, который мы ежедневно совершаем. Представим, что так называемое «зло» – это молоко. Поэтому делая выбор между латте (самый молочный кофейный напиток), флэт уайтом (пропорции эспрессо и молоко примерно одинаковы) или американо с молоком (молоко составляет 10-20% напитка), старайтесь делать выбор в пользу самого бодрящего!