Saturday, April 20th, 2024

«Пусть же свершится правосудие!» Роман Руденко

Источник: mmna.ru

30 июля 1907 года родился человек, оставивший глубокий след в истории Советского Союза. Герой социалистического труда, руководивший репрессивным процессом в период сталинского правления, отправивший на расстрел несколько тысяч человек, Генеральный прокурор, выступавший главным обвинителем от СССР на Нюрнбергском процессе Роман Андреевич Руденко.

Краткая биография

Будущий политик родился в селе Носовка в Нежинском уезде Черниговской губернии. Семья Романа Андреевича была бедной и еле сводила концы с концами. Его родители, казаки Андрей Григорьевич и Наталья Емельяновна, за копейки работали в наймах, чтобы прокормить восьмерых детей: Романа, Антона, Ивана, Федора, Петра, Николая, Надежду и Нину.

Ходил Роман Андреевич в сельскую школу, обучение в которой длилось 7 лет. В 15 он выпустился и пошел работать пасти скот, чтобы помочь родителям содержать многодетную семью. Через пару лет Руденко сменил место работы и устроился на Носовский сахарный завод, впоследствии вступил в ряды комсомольцев, а в 1926 году, в декабре, стал официальным членом Коммунистической партии Советского Союза.

Личная жизнь политика, кстати, была счастливой и беззаботной. Всю жизнь он прожил со своей женой Марией Андреевной, с которой они вырастили двух детей: Сергея и Ларису.

«Пусть же свершится правосудие!» Роман Руденко, изображение №1
Источник: mmna.ru

Политический путь

В Москве Руденко поступил в юридическую школу, которую закончил в 1929 году в возрасте 22 лет. Тогда постепенно начала развиваться его карьера, как знаменитого прокурора и политика.

В год выпуска из учебного заведения, в ноябре, Роман Андреевич с помощью комитета компартии Черниговского округа занял свою первую должность – старший следователь Нежинской прокуратуры. А в 1930 году получил повышение – помощник черниговского окружного прокурора. После этого 7 лет Роман Андреевич назначался прокурором разных городов Донбасса, сменяя вышестоящих лиц.

В октябре 1937, в период Большого террора, Руденко стал прокурором Донецкой области, в 1938 году переименованной в Сталинскую. Войдя в состав «особой тройки», которую создал НКВД СССР 30.07.1937 года, Роман Андреевич принял активное участие в сталинских репрессиях.

Вместе с другими членами «особой тройки» он вел «кулацкую операцию» по репрессиям граждан «неблагонадежных национальностей»: немцев, латышей, финнов, поляков и прочих. Если обратиться к словам Константина Богуславского, исследователя архивов КГБ УССР, Руденко в ходе исполнения приказа НКВД №00447, в котором требовалось репрессировать граждан, «ведущих активную антисоветскую подрывную деятельность», Руденко лично осудил на расстрел 9801 человека. Еще 2500 были осуждены им на ту же участь в рамках приказа №00606 – про национальные контингенты. Примечательно, что многие расстрелы Руденко посетил лично.

В 1940 году Роман Андреевич был снят с должности, после чего он начал проходить академические курсы по юриспруденции, и в 1941, закончив их, был назначен руководителем отдела прокуратуры СССР по надзору за московской милицией.

С марта 1942 года Руденко работал заместителем прокурора Украинской ССР, с августа возглавив опергруппу прокуратуры по возрождению правопорядка на землях, освобожденных от фашистских захватчиков. Спустя два года его повысили до прокурора, а уже через месяц Руденко стал государственным советником юстиции 2 класса (современный генерал-лейтенант). В это же время им был закончен четвертый курс юридического факультета Киевского государственного университета.

Руденко сыграл важную роль в трехдневном «Процессе шестнадцати» – судебном разбирательстве над лидерами высших чинов польского сопротивления, проходившем в июне 1945 года, с 18 по 21 число. Чиновников из Польши пригласили в Москву, чтобы «обсудить их вхождение в правительство страны», однако НКВД сразу по прибытии арестовал их и осудил за преступления против советской армии в ходе Второй Мировой. Заседание произошло с присутствием иностранной прессы, в его результате чиновники (кроме одного) признали свою вину в террористической деятельности против Красной армии и были заключены под стражу. Руденко выступил в качестве одного из судий.

В октябре 1951 года Роман Андреевич выступил в качестве государственного обвинителя и прокурора УССР на судебном процессе по делу террориста Стахура, который организовал 9 убийств в 1949: в том числе и писателя Ярослава Галана, обличающего в своих статьях украинских националистов.

После смерти Иосифа Сталина в 1953 году, 26 июня, когда министра внутренних дел СССР Лаврентия Берия арестовали, Романа Андреевича официально назначили Генпрокурором Советского Союза, а через четыре дня – действительным государственным советником юстиции, что было главным повышением в жизни Руденко.

1 августа 1953 года в Воркуте на шахте произошла забастовка военнопленных-иностранцев. Роман Андреевич лично прибыл на место действия и демонстративно ликвидировал одного из зачинщиков собственными руками – поляка Игнацевича. Следом стража расстреляла сотни безоружных бастующих, однако виновники этой жестокости остались безнаказанными.

Также Руденко раскрыл государственную измену и сионистский заговор Виктора Абакумова, судил группу лиц за фальсификацию материалов уголовных дел и истязание заключенных в Тбилиси, приговорил к расстрелу Багирова как свидетеля по делу Берии и заключил на 10 лет в тюрьме «Владимирский централ» американского летчика – шпиона ЦРУ.

4 мая 1954 года Руденко предложил создать Центральную комиссию по пересмотру дел репрессированных за «контрреволюционные» деяния, которую впоследствии возглавил. Касалось это осужденных военными трибуналами, Военной коллегией Верховного суда СССР и Особым совещанием. 24 марта 1956 ее заменила Центральна комиссия по пересмотру дел лиц, которые виновны в политических, должностных и хозяйственных преступлениях. В январе 1956 образовалась комиссия по изучению материалов о политических репрессиях, в ходе которых был произнесен секретный доклад Хрущева «О культе личности и его последствиях», где осуждались действия Сталина.

По инициативе Руденко, Жукова и Горшенина 29 июля 1956 года было принято постановление «Об устранении последствий грубых нарушений законности в отношении бывших военнопленных и членов их семей».

В 1972 году, 25 мая, Романа Андреевича за его заслуги перед отечеством наградили званием Героя Социалистического труда.

Главный обвинитель

Вершиной карьеры Руденко стал Нюрнбергский процесс, который наградил политика всемирной славой.

Началось все 8 августа 1945 года, через три месяца после победы во Второй мировой войне. Правительства США, Великобритании, СССР и Франции заключили общее соглашение и организовали суд над военными преступниками фашистской Германии и ее союзников.

«Пусть же свершится правосудие!» Роман Руденко, изображение №2
Источник: kratkoebio.ru

20 ноября перед Международным военным трибуналом были представлены 24 члена руководства Третьего рейха. Преступными признали некоторые государственные институты Германии: руководящий состав фашистской партии НСДАП и ее отряды, службы безопасности, государственная полиция, верховное командование, генштаб и правительственный кабинет.

Процесс продолжался более 10 месяцев. Вопреки ожиданиям, велось дело максимально справедливо: судьи тщательно отсматривали материалы дел и приговорили к смертной казни только самых жестоких и отъявленных преступников. Некоторых же даже оправдали.

Руденко был отправлен на Нюрнбергский процесс по личном указанию Сталина. Несмотря на 67% проголосовавших граждан США за внесудебную расправу и на призвание многих политических фигур (Черчилля и лорда Галифакса) расстрелять или повесить всех нацистских лидеров (если не весь немецкий генштаб), Роман Андреевич совместно с другими обвинителями на первое место поставили справедливость, а не месть.

Само заседание началось с перебоями: Руденко из-за плохой погоды опоздал, добираясь до Нюрнберга на самолете и машине. Также поговаривали о сомнениях в том, что Германия напала на СССР внезапно, из-за чего некоторые были уверены, что главный обвинитель от Советского Союза не готов к процессу.

Однако Руденко обсуждал план действий лично со Сталиным. 8 февраля 1946 года он произнес вступительную речь, призвав к соблюдению правосудия. Однако после нее по Нюрнбергу пошел слух, якобы Роман Андреевич в ходе допроса разозлился и застрелил одного из обвиняемых прямо на заседании. Передавалось это даже в газетах.

Но и это не помешало Руденко вести дело без предрассудков. В заключительной речи он опроверг все высказывания и вопросы о неправомерности действий участников суда критиков Нюрнбергского процесса, а также обличил защитников в лицемерии и неумении давать веские аргументы.

По итогу, после усердий Руденко и других обвинителей, половина обвиняемых были повешены, трое заключены на пожизненный срок, четверо – на 10-20 лет, трое оправданы, а в отношении двоих дело вообще было прекращено.