Wednesday, April 24th, 2024

Искусство или вандализм? История граффити

Источник: pokraslampas.com

При слове граффити многие люди представляют себе непонятные изображения на стенах зданий, а ведь на самом деле граффити – это искусство. Чтобы ни у кого не осталось в этом сомнений, депутат законодательного собрания Санкт-Петербурга Павел Крупник предложил ввести в российских городах единые правила размещения граффити на уличных объектах. Ранее власти не касались этого вопроса. 

Крупник указывал на основную проблему: несанкционированное размещение граффити на арт-объектах и в других не подходящих для этого местах. При этом депутат отметил, что такая творческая деятельность может радовать жителей и украшать города. Крупник хочет добиться весьма позитивных результатов: «Оценить, усовершенствовать и распространить позитивный опыт регулирования этой сферы по всей стране». 

Сейчас мы так привыкли к граффити, что, пожалуй, и не задумываемся, как оно появилось. Начнём с того, что слово «граффити» имеет два корня – греческий и итальянский. У греков слово Graphein означает «писать», а итальянское Graffito переводится как «царапать». Этимология позволяет вывести наиболее точное определение: граффити – это такие изображения, которые выцарапаны, написаны или нарисованы краской или чернилами на всевозможных поверхностях. В общем под это определение попадают почти все виды уличного искусства. 

Граффити кажется современным искусством, но на самом деле наскальные рисунки – это тоже граффити. Так что этот вид искусства существует около 40 тысяч лет. В 2004 году в список всемирного наследия занесены наскальные рисунки урочища Тамгалы (это памятники наскального искусства Семиречья). В Древнем Египте делали зарисовки на стенах усыпальниц и пирамид. Благодаря таким картинкам можно было узнать очень многое о  жизненном пути великих правителей. Кстати, многие древнегреческие и древнеримские изречения тоже дошли до нас буквально на городских стенах. 

У восточных славян тоже существовало что-то вроде граффити. В Новгороде, например, до наших дней дошли 10 рисунков. Все предыдущие рисунки это скорее «праграффити». История настоящего граффити началась в Нью-Йорке.

Субкультура зародилась в 1920-1930 годах среди уличных банд. Изрисовывая стены, они оставляли какие-то сообщения и переписывались между собой. Весьма необычный способ поддержать связь. Однако подобный род деятельности не был никак регламентирован, так что рисунки и записи появлялись везде: даже на вагонах поездов. 

Источник: donttakefake.com

Молодёжь таким образом реагировала на социально-политические проблемы. Число свободных художников росло с каждым днём м постепенно начинала угрожать внешнему виду фасадов задний. У властей долгое время не получилось взять ситуацию под контроль. У них разгорелась борьба с адептами уличного искусства. Художникам это было на руку. Андеграунд разделился. Некоторые представители этого движения предпочли коммерцию улицам и ушли в галереи. На улицах остались только ветераны жанра, которые не боялись ни штрафов, ни оказаться за решеткой.

Активное развитие граффити как искусства пришлось на 60-70 гг. Происходило оно не в Нью-Йорке, а на Восточном побережье США.  В это время уличные художники начали подписываться под своими работами. Основателем этой традиции принято считать художника из Филадельфии, который работал под псевдонимом Cornbread (с англ. «кукурузный хлеб»). Он же первым стал рисовать что угодно и где угодно, но уже без политического контекста. 

В начале 70-ых в Нью-Йорке творили художники Cool Earl и Topcat126. Тогда, по воспоминаниям современников, вагоны метро пестрили различными художествами «top-to-bottom» (с англ. «сверху донизу»). Они носили негласное название masterpieces (с англ. «шедевры»). Для их создателей была золотая пора. Чтобы стать королями улиц, достаточно были пройти весь город и везде оставлять рисунки под своей подписью. 

Конечно, это удовольствие было доступно только самым рискованным, потому что правоохранительные органы считали граффити явлением, опасным для общества. В 1972 году мэр Линдсей объявил граффити войну. Закончилась эта борьба только в 1989 году, когда с рельсов сняли последний раскрашенный поезд.

Газеты тоже не оставили без внимания уличные рисунки. Первая статья о граффити вышла в газете The New York Times в начале все семидесятых. В ней рассказывалась история уличного художника, работавшего под псевдонимом Taki183, который сделал подобный способ самовыражения популярным. Изначально Taki183 был обычным курьером. Он придумал незаурядный способ сделать свою работу чуточку интереснее: начал оставлять на каждой станции метро пометки со своим именем. Со временем их стало очень много, и на них стали обращать внимание прохожие и журналисты. Неизвестный Taki183 стал первой известной личностью в мире граффити.

Художники того времени стали легендами. Одна из самых известных книг о художниках граффити и этом искусстве – «Aerosol Kingdom: Subway Painters of New York City» Айвора Миллера. По мнению Миллера, появления граффити в большей степени связано с «введением в эксплуатацию баллонов с краской, под влиянием психоделических плакатов и с появление цветного телевидения». 

Источник: amazon.com

Но если бы это всё остановило мастеров граффити! Старожилы дали себе волю, они преобразовывали стили, делали их более характерным. Потеря метро не стала для них трагедий, потому что есть наземный транспорт – автомобили. 

Культура граффити прошла уже через многие века, и до сих пор она актуальна для нас. Правда, в наше время её отличает коммерция. Многие популярные компании, осознавая все возможности сотрудничества с мастерами, предлагают им участвовать в своих рекламных компаниях.

Конечно, такое искусство в обществе вызывает много противоречий. Встречаются как иногда и не самые приличные рисунки, но в большинстве своём они делают города красивыми и живыми. Поэтому предложенный законопроект Павла Крупника поможет юным, только вступающим в эту стезю творческим личностям раскрыться себя и показать свой талант людям.