Wednesday, April 24th, 2024

«Жизель» вернулась в Большой театр

Источник: bolshoi.ru

23-24 марта на исторической сцене Большого театра, впервые за полтора года состоялся показ балета «Жизель».

Фотография: Ольга Лебедева

Балет «Жизель» впервые поставили 28 июня 1841 года в Париже. Музыку для постановки написал композитор Адольф Адан. Тогда балет частично ассоциировали с «Сильфидой», которая потрясла свет за 10 лет до этого. 

Уже в 1842 году балет стал широко известен по всей Европе и добрался до России. Изначально его поставили в Санкт-Петербурге, а чуть позже, в 1843 году, в Москве. Каждое десятилетие в Большом театре одна «Жизель» сменяла другую, однако существенных изменений в балет не вносили. Сейчас на сцене Большого ставят такую же «Жизель», как в 1944 году. В общей сложности в Большом этот балет показывали более 1200 раз.

В основу фантастического балета легла старинная поэтическая легенда, пересказанная Генрихом Гейне, о «виллисах» – невестах, умерших до свадьбы. 

В центре конфликта в истории находятся четыре человека: крестьянская девушка Жизель, граф Альберт, его жена Батильда и лесничий Ганс. 

Источник: bolshoi.ru

В первом действии граф Альберт приезжает в деревню и прикидывается крестьянином, встречает Жизель и влюбляется в неё. Их любовь оказалась взаимной. Девушка и юноша кружатся в танце, смеются, улыбаются, смущаются. Однако вскоре в деревню неожиданно приезжает невеста Альберта – Батильда. Батильда знакомится с Жизель, и они находят общий язык. Лесничий Ганс заподозрил Альберта во лжи, незаметно пробрался к нему домой и нашел там шпагу с гербом. Ганс немедленно рассказал всем о своей находке. Больное сердце Жизель, не выдержав такого удара, остановилось, и девушка умерла. 

Во втором действии лесничий, измученный угрызениями совести, приходит ночью на могилу Жизель. Там виллисы не дают ему прохода и кружат в смертельном хороводе. Альберт тоже навещает Жизель. Виллисы сразу окружают и его. Казалось бы, ему грозит та же страшная участь. Но появляется тень Жизели, и спасает его. С лучами солнца исчезают и виллисы, и тень Жизели, но в памяти Альберта она останется навсегда. 

Два действия: о любви и о трагедии – кардинально отличаются друг от друга настроение и, в постановке в Большом, цветом.

В декорациях и либретто героев первого действия чувствуются простая радость, веселье и жизнь. Мы видим деревушку, где разворачивается действие истории. Деревня залита солнечным светом, в ней много обывателей, и все идёт своим чередом. Яркие костюмы, резвая музыка создают спокойное, в некотором смысле умиротворенное настроение.

Источник: afisha.ru

Все изменяется после антракта: на месте спокойной деревушки появляется кладбище. Лишь луна освещает мрачные, темно-синие декорации. И тут появляются виллисы. Лёгкие, бледные, кажется, даже полупрозрачные девушки с несчастной судьбой. Невероятный кордебалет исполняет партию и предстает перед зрителем во всем великолепии. При этом невесты подчинены двум солисткам-властительницам. 

Фотография: Ольга Лебедева