Thursday, April 18th, 2024

Новая выставка Дмитрия Волкова открылась в ММОМА

Что мы привыкли видеть в музеях? Чаще всего, разумеется, мы сталкиваемся с работами великих вовсе времена классиков и их произведениями: Шишкин, Айвазовский, Левитан. Однако знаете ли вы что-нибудь о современном искусстве?

В России есть несколько музеев, посвященных разным направлениям в современном искусстве: один из ярких представителей этого направления – музей современного искусства в Москве (ММОМА). Именно сегодня там открылась новая выставка:  “This is not a book: коллекция Дмитрия Волкова. История о человеке, его искусстве и библиотеке”. В одном музее удалось собрать 50 произведений художников из разных городов России.

К примеру, шедевр Тимофея Ради – известного своим творчеством на Урале.

На первый взгляд может показаться, что это просто надпись. Красивая надпись на красивом фоне, но на деле всё куда серьёзнее. Небо хмурое, надпись грустная. Почему грустная? Она показывает невозможность любви между двумя героями, причем ни один из них не является текстом, они оба люди.

Это одна из важнейших философских проблем двадцатого века, которую сейчас принято называть языковом поворотом. Проще говоря, в 20-м веке началось переосмысление роли языка. Это вызывает невозможность любви между влюблёнными, трагическую разлуку между друзьями. На данный момент это граффити является одной из достопримечательностей Екатеринбурга.

Хлеб всему голова. Так принято считать в нашей стране.

Художник Андрей Кузькин, следуя этой фразе, сделал голову из настоящих хлебных крошек. В ней есть отверстия с обеих сторон, в каждое из которых протянут канат. Само произведение отсылает нас на традицию лепки из хлеба в тюрьмах России. Дело в том, что понять смысл этой картины нельзя. Для каждого он будет своим. Я, к слову, вижу здесь подвешенного на канате мужчину, что показывает нынешнее положение нашей страны. А если смотреть издалека, то кажется, что это гипсовая голова философа, что иронично: когда ты приближаешься к инсталляции, то понимаешь, что его голову пронзает канат. А что вы видите в этой картине?

Павел Пепперштейн, “Милый, не надо больше крови”

Картина Павла Пепперштейна, сына Виктора Пивоварова, называется “Милый, не надо больше крови”. В отличие от работ своего отца, простых и беззаботных, картины Павла несут в себе серьезный смысл.

Картины Виктора Пивоварова (сверху: “The philosophical dog”, снизу: “Monads”) рядом с работой его сына, Павла Пепперштейна “Милый, не надо больше крови”

Картина “Милый, не надо больше крови” отсылает нас прямиком в криминальную Америку 1920-х годов. Однако некоторые видят тут уже “лихие” 90-е года в истории нашей страны. В картине сталкиваются два персонажа: женственность и насилие. На самом деле это не более, чем семейная сцена, где между собой конфликтуют два совершенно разных персонажа: долг и прощание. 

Изюминка этой выставки в том, что проводится она в очень небольшом помещении.

Из-за этого архитектору выставки, Кате Бочавар, пришлось находить необычные решения для размещения работ. Вся выставка пронизана одной историей, включающей в себя много маленьких рассказов (рассказов о знакомстве самого Волкова с каждым из художников, историй о том, почему он выкупил ту или иную инсталляцию и многое другое). Выставка построена очень динамично, логично и нескучно.

“Я очень горда тем, что у меня получилось оставить почти все группы работ вместе, не разбивая их. Однако, из-за маленькой площади выставочного зала, одну группу все-таки пришлось разбить, но это стало особенностью выставки, а не ее недостатком!”

Катя Бочавар, архитектор выставки в ММОМА
Похожее изображение
Катя Бочавар

Выставка продлится в московском музее современного искусства в течение двух месяцев и закончится в январе 2020 года. Я уверен, что люди, незнакомые с современным искусством, обязаны посетить ее. Первая выставка очень влияет на дальнейшее восприятие человеком искусства, поэтому я думаю, что начать свое знакомство с современным искусством именно с коллекции Дмитрия Волкова – отличная идея!

Возможно, что вы увидите в представленных картинах и инсталляциях совершенно новый для всех смысл. Если вы хотите послушать интересные истории из жизни миллиардера, философа и коллекционера Дмитрия Волкова, то при входе на выставку предоставляется аудиогид, который помогает вам сориентироваться в коллекции, лучше понять историю картины или инсталляции и узнать самого коллекционера.