Friday, April 19th, 2024

Почувствуй себя слепым: музей “Прогулка в темноте” в Москве

В Москве в ТЦ “Ривьера” (ст. м. Автозаводская) работает удивительный музей “Прогулка в темноте”, в котором посетители могут на собственном опыте испытать ощущения незрячих людей. 

На этих новогодних каникулах я попал в этот музей и остался под большим впечатлением. Здесь всего 6 локаций, 5 из которых погружены в абсолютную темноту.

Перед началом экскурсии наша группа собралась у завешенного плотной тканью входа. Все предварительно ознакомились с правилами, но по-прежнему не знали, что именно мы встретим за обычной дверью.

К счастью, долго ждать не пришлось: из соседней комнаты к нам навстречу вышел экскурсовод. Открыв дверь, он слегка коснулся пальцами стены, затем уверенными шагами приблизился к нам. 

Это был худощавый молодой человек с длинными русыми волосами. Чёрные очки он не надел, и мы увидели, как его маленькие,  спрятавшиеся под слегка выдающимся надбровными дугами глаза беспорядочно блуждали в разные стороны.

Знакомясь с нами, он лишь поворачивал голову в сторону говорящего и слегка её приподнимал кверху. Тогда-то я понял, что он слепой.

Его звали Арсений. Сам по себе он оказался довольно разговорчивым и приятным собеседником.

Мы познакомились, и по его указанию встали в цепь, держась друг за друга. В таком положении шагнули в темноту. Преодолев небольшой коридор,  наша компания очутилась в огромном пустом пространстве; попытки увидеть хоть что-то обернулись полным провалом.

Однако, пройдя ещё чуть-чуть вперед, я наступил на уголок ковра, что уже говорило о предполагаемой наполняемости этого помещения. Арсений предложил нам расцепиться и подойти к круглому столу, который находился в центре комнаты.

Но в каком направлении двигаться? Какой ещё стол?

Тогда он постучал палочкой по невидимой поверхности и сказал нам идти на звук. 

И действительно, вскоре я наткнулся на гладкую лакированную поверхность. После того, как все подошли к столу и узнали где мы находимся, нам разрешили походить и потрогать всё, что было вокруг. В таком ключе мы и прошли все последующие локации.

Квартира

Да, мы оказались именно в ней. От стола по разным сторонам комнаты стояли знакомые каждому предметы домашнего интерьера, такие как: диван, посудомойка, холодильник, и тд. В нескольких метрах от стола располагалась ванная комната.

Там стояла душевая кабинка, а рядом умывальник со всеми необходимыми принадлежностями. Всё это я, разумеется, не увидел, но при помощи рук и воображения очень быстро представил. 

Улица

Наполненная шумом города и прохладой локация встретила нас после тёплой квартиры. Ориентироваться здесь было достаточно сложно, так как любое неловкое движение могло повлечь за собой нежелательные последствия.

Когда я робкими шажками (иначе ходить просто невозможно) случайно сошёл с тротуара на проезжую часть, я понял, что без трости не обойтись. Особенно она необходима, когда нужно перейти по пешеходному переходу на другую сторону улицы. Арсений всегда был рядом и в случае чего направлял нас к нужному объекту.

Лавка

Эта локация представляла собой небольшое помещение, обставленное по всему периметру прилавками с различными пряностями, фруктами, овощами, зёрнами, которые мы могли потрогать и понюхать. Примечательно, чем меньше пространство, тем быстрее ты к нему привыкаешь. Уже после повторного обхода лавки я мог свободно ориентироваться и перемещаться в ней.

Музей

Тут нам довелось на ощупь угадывать скульптуры, среди которых были такие известные произведения искусства, как Венера Милосская или  Эйфелева башня.

Это интересный, но очень долгий процесс. Но порой бывает проблематично определить, что стоит перед тобой. Тем более, когда ты не один исследуешь предмет, а вместе с другими парами рук.

Например, я так и не узнал, хвост крокодила я трогал или тигра. Но я ведь говорю с позиции видящего человека, а каково тогда слепым?

Бар

Это была последняя тёмная локация. Здесь мы могли попробовать на вкус несколько лакомств и напитков. К этому всех нас очень хорошо ненавязчиво подготовили. Каждый выбрал себе что-нибудь из предложенного меню и продолжал слушать экскурсовода, отвечавшего на все интересующие вопросы.

Он рассказал нам о том, что люди с врождённой слепотой тоже могут видеть сны: 

“Образы в них, разумеется, не похожи на те, которые привыкли видеть зрячие. Люди, которые ослепли в течение жизни, видят сны такими как и прежде.” 

Мы узнали о разных степенях слепоты (кто-то совершенно ничего не видит, а кто-то может различить блики света).

Понятно, что на данную тему в интернете и так есть огромное количество научных статей, но обычный человек зачастую даже не задумывается об этом. 

После Бара мы вышли на свет. Это была последняя комната, где с нами был Арсений. Здесь, за общим столом, он рассказал про шрифт Брайля и объяснил, как им нужно пользоваться.

Вокруг лежали книги и бумаги, среди которых был прибор для письма. Технология проста: лист помещается между двух пластин, а затем с помощью стилуса по нему выдавливаются нужные символы.

Прибор для письма по Брайлю


Рядом на стене висели английский и русский алфавиты с переводами на шрифт Брайля, на соседнем столе лежало несколько тактильных портретов известных людей и другие изображения.

“Там вы можете увидеть Юрия Гагарина, Владимира Ленина и других. Их просто определить, труднее же узнать Максима Горького”,

– сказал Арсений. Он поговорил с нами ещё пару минут, а затем попрощался и ушёл в ту самую дверь, из которой появился в самом начале нашего знакомства. 

Конечно, этот музей помогает человеку проникнуться бытом слепых, но только отчасти. Да, очень интересно и весело погулять в темноте, но нужно понимать, что кто-то всю жизнь находится в ней и мечтает о зрении, чтобы увидеть и изучить всё.

Таким людям, как наш экскурсовод, действительно, приходится нелегко. Ведь они не могут целиком познать мир.

Однако Арсений, несмотря на это, играет в альтернативной панк-рок группе “Костры” на гитаре и по образованию программист. 

А мысль проста – цените своё здоровье и заботьтесь о нём. Оно главное сокровище, без которого жизнь может превратиться в ещё большее испытание. В этом я убедился, проведя свой день в полной темноте.